8 декабря 1999 г. в газете "Известия - Украина"* в рубрике "Письменный стол" было опубликовано письмо психолога А. В. Измайлова "Блатной разврат"** , в котором блатные песни признаны первопричиной роста преступности, упадка Российской культуры и прочих грехах. Предлагается бороться с блатными песнями (не с преступниками!) местным властям и милиции.
11 декабря по E-mail мной было написано письмо в редакцию "Известий", в котором изложена другая точка зрения. Ответа на письмо не последовало.
15 декабря "Блатной разврат" был признан лучшим письмом недели, с выплатой денежной премии в размере 500 рублей. Видимо, точка зрения автора совпадает с точкой зрения редакции, а иным мнениям, как и раньше, места нет.
Ниже приводится полный текст письма, направленного мной в газету. Думаю, что мою позицию поддержат многие.***
Игорь Ефимов

* В Москве данное письмо было опубликовано 6 декабря 1999 г. под названием "Тюрьма – кузница кадров, решающих все"

** По "просьбам трудящихся" можно прочитать полный текст письма А. В. Измайлова

*** Не могу не привести один из многих полученых откликов читателей: "Да нет никакого сомнения, друзья. Выслушав "В нашу гавань заходили корабли", немедленно хочется тыкать ножиком в мореманов! А вот вынуждая, например, получать часть зарплаты "в черную", из нас ни фига не делают преступников, (хотя всем известно, откуда берется черный нал). Блин, сначала загоняют в скотскую жизнь, потом с помощью ментовской дубины начинают приобщать к культуре. Читайте "Архипелаг ГУЛаг", господа, он по-прежнему актуален. А на Божьем Суде "блатные песни" будут в устах свидетелей самым тяжким обвинением "хозяевам" наших жизней."
Юрий

 

Милиция против песни

(открытое письмо в газету "Известия")

8 декабря 1999 г. в Вашей газете было опубликовано письмо психолога А. В. Измайлова под звучным заголовком "Блатной разврат". Прочитав его, я был просто восхищен пафосом этого выступления! Вспомнились почему-то речи Вышинского, известные постановления по поводу Зощенко и Ахматовой и т. д. Что же предлагает нам уважаемый тов. Измайлов? - ни много, ни мало - произвести с помощью милиции "зачистку собственной культуры" от блатной песни и тем самым обозначить "моральную стратегию государства".
Чем же так провинилась блатная песня? Оказывается блатная песня "помогает строить криминальные структуры и жить грабежом" (видимо, если раньше ходили с "Интернационалом" на врага, теперь ходят на банк с "Муркой" на устах...). Об этом уважаемому психологу сообщили... участковые, с которыми ему, наверное, приходится часто общаться. Честно признаюсь: у меня нет общих с тов. Измайловым ни знакомых участковых, ни околоточных надзирателей. Но я многие годы занимаюсь изучением такого феномена, как блатной фольклор и мне часто приходилось беседовать, как с сотрудниками органов, так и с уголовниками. Могу официально заявить, что соотношение тех, кому нравится блатная песня и тех, кто к ней равнодушен - примерно одинаковое в обеих группах. Думается, что если произвести такое исследование среди психологов - процент будет тот же самый. Однако, даже те работники милиции, которые на дух не переносят блатную песню, не видят в ней (песне) причины роста преступности. Ваш покорный слуга, например, слушает эти песни с малых лет и до сих пор никого не зарезал и ни сел (тьфу-тьфу! Не зарекаюсь!). В то же время, у меня есть знакомый вор, который блатные песни впервые услышал на зоне, а "по жизни" ему нравятся романсы в исполнении Изабеллы Юрьевой и Вадима Козина, любовь к которым не помешала ему пойти на совершение преступлений. Кстати говоря, известно, что блатная песня существует только в России, тогда откуда же взялась американская мафия, итальянская коза ностра и прочие японские якудзы? Они то - что слушали? Мне думается, что есть все-таки обратная зависимость - чем меньше преступность и количество заключенных - тем песен блатных меньше... Согласно определения: блатными считаются песни на уголовную (блатную) тематику, исполняющиеся в соответствующей среде. Все-таки "соответствующая среда" создает эти песни, а не песни - среду.
Несколько слов о т. н. "блатной романтике". Не совсем понятно, что понимает под этими словами тов. Измайлов, но в настоящих блатных песнях этой самой романтики практически нет, как ни странно. Смерть матери, не дождавшейся сына; измена любимой; предательство друга - вот основные темы. Что же здесь романтичного? Существуют, разумеется, веселые, разухабистые песни, вроде той же "Мурки", например, но, опять же - причем здесь романтика? И, что весьма символично, уважаемый критик ругает блатные песни вообще, практически, не приводя конкретных песен. Разве что в начале: "Голос... певца надрывается печалью по Владимирскому централу". Если здесь имеется в виду песня Михаила Круга "Владимирский Централ", то опять неправда: герой песни сидит в тюрьме и тоскует о прошлой любви и жизни на свободе, а не наоборот. То есть, складывается такое впечатление, что письмо написал человек никогда не слышавший (не слушавший) блатных песен. Если человек, любящий блатные песни - потенциальный вор и убийца, то как же быть с В. Высоцким, А. Галичем, Л. Утесовым, Е. Урбанским, А. Аграновским, Ю. Никулиным, наконец? Когда-то, не так уж и давно, "Известия" печатали письма "простых" читателей, которые никогда не читали, но осуждали А. Солженицына. По известным причинам людям с другой точкой зрения слово не предоставлялось. Сейчас, к счастью, другие времена и друие "Известия". Поэтому, смею надеяться, что и моя точка зрения будет опубликована.

С уважением,

Игорь Ефимов

 
 

 К главной странице

Кто был - тот не забудет. Кто не был - тот, возможно, будет...

© I.Efimov, V.Kovtun