Ансамбль  "Братья Жемчужные"
Первый концерт   

Дополнительная  информация


  

Николай Резанов

Меня часто спрашивают, кто и как придумал эту фишку –  "Братья Жемчужные"? Мы, компания джазовых музыкантов, в начале 70-х пришли на заработки в ресторан "Парус" на Петроградской стороне. Играли шлягеры, иногда, для припозднившегося гостя, могли сыграть блатные песни, но не увлекались, так как за такой репертуар могли в ту пору и привлечь.

Время от времени в "Парус" заходил человек по имени Сергей Иванович (С. Маклаков –  один из самых известных коллекционеров магнитофонных записей. –  Прим. ред. журнала "Русский Шансон"). Однажды, в 1974 году, он пригласил музыкантов в гости, в коммуналку своего друга на Петроградской. В большой комнате на веревке висели два микрофона –  наше ноу-хау, на столе стояли водочка и коньяк и закуска. Это все днем происходило. Мы взяли гитары и с листа записали на бытовой магнитофон двадцать восемь песен. Часа за три все сделали.

Конечно, мы понимали, что за эти песни нас могут привлечь. Хотя бы потому, что были на той пленке песни опального в ту пору Александра Галича. Да и блатной репертуар был недозволенный... Мы эти песни знали с детства, любили, пели во дворах, и вообще это были народные песни –  "Люблю цыгана Яна", "Поспели вишни в саду у дяди Вани", "Я чешу ногой"... 

Гонорар был бешеный. Сережа Маклаков дал на всех 25 рублей! Водка тогда стоила четыре рубля двенадцать копеек. Мы всегда после записи (а не –  до!) выпивали, закусывали. В тот первый визит, помню, приговорили две бутылки коньяка. Но это для поднятия настроения, для того, чтобы голос зазвучал. В ресторанах, кстати, я тогда зарабатывал по 20-30 рублей за вахту.

В свое время я работал в джаз-оркестре Иосифа Вайнштейна, и, когда мы с ребятами собирались после концерта за столом, я брал гитару и пел им дворовые песни. Пел и Высоцкого, и цыганский репертуар. Я как-то подсчитал, что до сих пор песен пятьсот этого направления помню. С легкой руки Севы Левенштейна (впоследствии –  знаменитого ведущего "Радио Би-би-си" Севы Новгородцева. –  Прим. Ред. Журнала "Русский Шансон"), который играл со мной в оркестре Вайнштейна, ко мне прилепилась кликуха "Мишель Жемчужный". А потом пошло-поехало –  "Братья Жемчужные". Это название было удобным и для маскировки –  чтобы шукали среди цыган!

© М. Садчиков  "Братья Жемчужные" не спешат докуривать свой окурочек", журнал "Русский Шансон", №1, 1999 г.

__________________________

В 1968 г. я ушел из рок-н-рола в джаз-оркестр и работал в поездках по Советскому Союзу. 1969 г. –  оркестр Вайнштейна и ансамбль "Добры Молодцы", в котором очень короткое время работал с Ю. Антоновым. Он как раз перешел туда из "Поющих гитар". У нас, кстати, был номер такой –  "Старый джаз" в программе биг-бенда. В нем были такие известные темы как "Ночной патруль", "Караван", ну, и песни советской эстрады, которые мы просто обязаны были играть. В этом номере мы выходили в жилетках, канотье, и представляли меня: "Мишель Жемчужный!". Вот отсюда и пошло это – "Братья Жемчужные", от фонаря как-то... Меня от этого названия до сих пор коробит… Не нравится до сих пор.

  А как возникла идея первого концерта? Что, просто Сергей Иванович пришел в ресторан и сказал: "Ребята, давайте запишемся?"

 В общем-то, – да. Маклаков приходил в ресторан просто как посетитель. Он обычно выпивал не за столиком, а в буфете, который был возле самой эстрады. Ну, а коллекционер в то время – это что такое? Это человек, который занимается собирательством и продажей записей, которых нет в официальной торговле. Это и было их подполье. Многие в то время отсидели за "кости", т. е. за записи на рентгеновских пленках. И вот, они решили сами сделать что-то свое, основываясь не только на эмигрантской музыке, которой тогда было очень много: Рубашкин, Ребров, cестры Берри, Димитриевичи...

  Назовите, пожалуйста, самый первый состав ансамбля.

  Я, Алик Кавлелашвили, Роберт Сотов – басист, Геннадий Яновский – ударник. Вот эти 4 человека – тот самый первый состав.

"Николай Резанов: От названия "Братья Жемчужные" меня до сих пор коробит..."

© Игорь Ефимов, "Челябинская неделя", 5– 11.09.2002 г.

 

Геннадий Яновский

  Послушав нашу игру в ресторане, Сергей Иванович Маклаков предложил нам записать концерт для его личной фонотеки и последующего распространения в народе. Работали мы группой из четырех человек, такой состав наиболее мобилен на все случаи жизни. Не только для записи, но и для проведения всяческих мероприятий, где не требуется репетиций. В первый концерт попали песни выбранные Маклаковым из репертуара Резанова и Кавлелашвили, а также песни, привезенные мной из Сочи. В общем, кто что знал, тот то и пел.

  А какие песни ты привез из Сочи и от кого их услышал?

  "Бабушка старушка", "Ты знаешь, мать, что я решил жениться", "Буба из Одессы", "У нас в Одессе это не едят" и многие другие. В Сочи их исполняли музыканты из Кисловодска, впоследствии уехавшие в Израиль. Это были мои друзья, и они с удовольствием отдали мне эти песни. Я, конечно, исполнял их по-своему –  иногда в чисто шутливой манере использовал фальцет.

Геннадий Яновский: "В личной жизни могу себя считать счастливым человеком..."

© Владимир Бойко, июль 2003 г.

__________________________

Надо сказать, что когда Сергей Иванович пригласил нас на первую домашнюю запись в декабре 1974 года, то Коля Резанов и Алик Кавлелашвили не особо стремились в этом участвовать. Но я сказал: "Давайте, ребята, попробуем".

Собрались мы тогда вчетвером: Коля, Алик, Палыч и я. Начинал концерт я, так предложил Маклаков, сказал: "Пусть ваш новый мальчик скажет вступление". Я сказал, что концерт посвящен для фонотеки Сергея Ивановича Маклакова, и сразу исполнил песню про бабушку-старушку. А название "Братья Жемчужные" придумал Коля. Как-то так совершенно случайно это получилось, из шутки. На том концерте было несколько интересных деталей. Например, когда Алик исполнял "Окурочек", я прокашлялся в конце песни, без всякого умысла, просто прочистил горло перед исполнением следующей песни. И с тех пор кто бы ни исполнял эту песню, в конце ее непременно кашляют.

Интересно вышло и с песней "А я несчастная девчоночка". Там есть слова: "А он замки на дверь накладывал". Я предложил Резанову спеть ее так: "А он носки под дверь подкладывал". Он так и сделал, а во время исполнения этих "носков" я сказал: "На платформе!" Это до сих пор слушается забавно. Позже, на концертах без моего участия, на мелодию "Несчастной девчоночки" пели "Да мы ребята все Жемчужные". Думаю, что эти слова придумал Резанов. Про песню "Африка", где пелось о людоедочке из племени Ням-Ням, вспомнил Алик Кавлелашвили, и предложил Коле исполнять ее. А когда я пел "Я в весеннем лесу пил березовый сок", друг Маклакова, присутствующий на этом концерте, начал плакать. Не знаю, чего он так расчувствовался.

 

"Ветеран ансамбля –  Гена Жемчужный" © Геннадий Яновский, 2004 г.

 

 

    Ресторан "Парус", 70-е годы.

 

 

   

  

СПИСОК  КОНЦЕРТОВ

МАГНИТИЗДАТ

© "Магнитиздат" 2013