Ансамбль  "Братья Жемчужные"
Третий концерт  "О  Ромео  и  Джульетте"

Дополнительная  информация


  

 

 

Е. Драпкин

Ну, сначала немного истории. Начнём с "Корюшки", – почему мы там играли "блатные песни", а в других местах не играли? А ведь в то время были и другие рестораны, не подчинявшиеся Ленконцерту, но там не играли. Да и те песни, которые мы там пели, "блатными" назвать трудно, в основном это были еврейско-одесские песни, которые в те времена были под ещё бoльшим запретом, чем настоящие блатные песни. Кассету записей Высоцкого с песнями про зону можно было достать где угодно, а вот записи Беренсона или Алика Ошмянского были только у единиц. А мы в то время были молодыми и отчаянными, можно было прийти в "Корюшку", заплатить 5 рублей и тебе сыграют то, чего больше нигде играть не будут. И ведь ходили, – в основном "золотая" еврейская молодёжь: мебельщики, директора и зам.директора магазинов, баз, работники автосервиса, и прочие люди с деньгами. Ресторан был гнусным, кухня отвратительная, но туда было не попасть, у входа в любой день стоял огромный хвост. Ленинградского авторитета тех времен, Володю Феоктистова, с его командой проводили по палубе через чёрный ход, в обход очереди, впрочем, не его одного. Люди ехали ужинать в "Метрополь" к 6-ти вечера, а к 8-ми уже были у нас, где и отплясывали допоздна под нашу музыку. Ведь мы играли не только "блатняк", но и последние зарубежные "хиты", песни самых популярных в то время групп: "Deep Purple", "Led Zeppellin", "Urian Heep" и т.д. Вот чего не играли, так это советских песен, хотя если платили, то играли и их. Почему же так получилось? В других кабаках играли песни советских композиторов, а мы их без денег вообще не играли, к нам было не попасть, а у них было пусто. Как говорят наши туземцы, у нас был другой "background".

Мы были молоды, и в кабак пришли не из джаза, а из поп-групп, играли на концертах, на танцах, в основном в клубах за городом, так как в городе на работу с таким репертуаром не брали. А за городом клубы были на хозрасчете, и брали на работу с удовольствием, ну, а народ тоже давился в очереди, чтобы на эти танцы попасть....

Аппаратура у нас по тем временам была фирменная, немецкие "Regent" на вокал и инструменты, я играл на "Matador", по тем временам очень неплохие клавиши, то ли немецкого, то ли чешского производства. Так что с этой стороны всё было неплохо, но плохо было с другой – надо было срочно менять репертуар, ведь публика в "Корюшку" ходила гораздо более приличная, чем на Лиговку. Предыдущий состав там играл даже не блатные, а приблатнённые песни типа: "Мамаши спят, им жабы снятся", или "Черная роза, эмблема печали", и народу это нравилось. Но мы решили, что этого мало, надо ещё что-то придумать, чего нигде нет. И придумали, стали играть "эмигрантов". В то время "эмигрантами" называли людей живущих за границей и поющих по-русски; а то, что многие из них вообще не русские, что Борис Рубашкин – болгарин, а Иван Ребров – по настоящему Ганс Рипперт, никто, конечно, не знал.

Достать эти записи было очень непросто, так как они были под большим запретом, но я знал нескольких коллекционеров, у которых они были. Узнав, что записи мне нужны для исполнения с эстрады, они мне эти записи дали. Оставалось только выбрать из них то, что нам подходило для кабака. Ивана Реброва отмели сразу, а вот песни Алёши Димитревича, Бориса Рубашкина, Юла Бриннера, Петра Лещенко и ещё некоторых исполнителей, были тут же включены в репертуар. Потом добавили еврейско-одесских песен и "Корюшку" стало раскачивать, народ туда стал ломиться. Тем не менее, чего-то всё равно не хватало, а именно – наших старых друзей фарцовщиков с Невского, с Галереи, с Думы и прочих мест, где они в то время тусовались, а по выходным так и продолжали ездить по загородам, где играли поп-группы на танцах. Или сидели в барах, потягивая коктейли и слушая фирменную музыку. Надо было их тоже к нам перетащить, так как народ это был не бедный, и вполне мог себе позволить ходить в ресторан. Им-то все эти одесские и приблатнённые песни были до лампочки (до поры до времени, потом и они этот репертуар полюбили), так что нужно было для них делать то, что они хотели. А хотели они западную рок-музыку, которую мы тоже очень любили и с удовольствием играли, так что пришлось поднапрячься и выучить всё, что в то время стояло в западных хит-парадах. И вот впервые в истории СССР в советском ресторане зазвучали песни "Deep Purple", "Uriah Heep", "Led Zeppellin", как раз в то время вышла рок опера "Jesus Christ Super Star", песни из которой тут же были включены в репертуар. Фарцовщики и работники торговли очень быстро нашли друг с другом общий язык, и скоро по виду уже нельзя было их друг от друга отличить. Как раз в это время кто-то нам принёс кассету с записями Аркадия Северного. Голос у Аркаши всем очень понравился, но песни на кассете были не очень интересные, кроме одной – про Тётю Хаю. А точнее – про дядю всем известного Рудика Фукса, про которого Рудик эту песню и написал, и которого звали Йозеф. Мы её выучили, и первый раз сыграли на дне рождения нашего официанта, которого тоже звали Юзя. Песня настолько понравилась народу, что мы её стали играть каждый день раз по десять на заказ, за деньги, разумеется. Вот тут, я думаю, люди, которые записывали Аркашу, про нас и услышали.

© Е. Драпкин, 2003 г. "Мы не из джаза, мы из "Корюшки"

 

 

Г. Яновский

А некоторые записи делались при участии музыкантов и не из нашей команды. Я знал многих питерских музыкантов, всем нам платили из одной кормушки. Но в гостях у них не был, и даже многих по фамилии не знал. Помню, на третьем концерте собрались музыканты из разных мест, и никто не знал, с чего начинать. Тогда я предложил спеть куплеты о Ромео и Джульетте. Песня-то большая, величиной как две песни. Но я ее очень быстро пел, чесал, как паровоз, даже пропустил один куплет. Недавно переслушал этот концерт... С большим для себя удивлением услышал песню Высоцкого, идущую вслед за "Ромео и Джульеттой", которую я пою с Колей Резановым. Совершенно не помню, чтобы я ее исполнял. Но ничего удивительно тут нет: бывало так, что нам давали петь песни с листа, а некоторые песни не входили в мой репертуар, и ни до, ни после записи я их не исполнял. Устроители концертов сами распределяли, кому что петь, когда песни были нам незнакомы. Маклаков писал концерты длиной часа по три, но не все песни пускал в народ.

Я уже не помню, во скольких записях участвовал, и уж тем более не помню дат... Честно говоря, не понимаю, как эти записи могут сейчас вызывать интерес. Для нас это была обычная подработка. И ничего выдающегося на этих записях мы не делали, – пели в основном свой ресторанный репертуар.

"Ветеран ансамбля –  Гена Жемчужный." © Геннадий Яновский, 2004 г.

 


 

К вопросу о датировке концерта.

Сами организаторы концерта уверенно назвать дату не смогли. При этом Р. Фукс склонялся к тому, что концерт состоялся в августе 1975 года, а С. Маклаков – в начале 1976 года. В каталогах 80-х годов приводились эти же даты. Косвенных данных, позволяющих сделать вывод в пользу одной из дат, пока не найдено.

Датировка началом 1976 года предполагает достаточно большой перерыв после предыдущей записи Жемчужных (апрель 1975).  Организация третьего концерта должна была означать для С. И. Маклакова принятие важного решения о продолжении (возобновлении) проекта, однако такое обстоятельство у него в памяти не сохранилось. Р. И. Фукс также не смог внести ясность в этот вопрос. 

Аркадий Северный не мог принять участие в этой записи ни в том, ни в другом случае. Летом 1975 года, согласно многим воспоминаниям, Северный скитался по случайным знакомым, и связи с ним не было ни у Р. Фукса, ни у С. Маклакова. А в начале 1976 года, согласно сохранившимся документам, он находился на лечении в институте имени Бехтерева.

Определенно можно утверждать лишь то, что концерт не мог быть записан позднее февраля 1976 года. 1 марта Геннадий Яновский уехал работать в военном оркестре в ГДР.

Информация от Е. Драпкина, к сожалению, также не добавляет ясности в вопрос о дате. Этот концерт – первая запись "Жемчужных" с его участием, но ничем особенным у него памяти не отложилась. До этого Драпкин уже неоднократно участвовал в записях авторов-исполнителей, организуемых Фуксом и Маклаковым.

 

 

Рабочий блокнот Р. Фукса

В блокноте Р. Фукса содержатся тексты песен, подготовленных для исполнения в этом концерте, и вариант программы концерта.

 

 

 

 

 

 

    

СПИСОК  КОНЦЕРТОВ

МАГНИТИЗДАТ

© "Магнитиздат" 2013