Анс. "Братья
Жемчужные" с Аркадием Северным |
|
Ленинград, март 1976 г.
Концерт ансамбля братьев Жемчужных и Аркадия Северного, посвященный
памяти А. Н. Вертинского, был записан в марте 1976 года по сценарию Р. И.
Фукса. Организаторы концерта – Р.
И. Фукс, С. И. Маклаков и В. Н. Ильин. Запись проиводилась ими, а также В. А.
Мазуриным. Концерт был записан в актовом зале НИИ Гриппа, по адресу ул.
Профессора Попова, 15/17. Аркадия Северного доставили на концерт из клиники
им. В. М. Бехтерева, где он находился в это время на лечении. В состав "Братьев Жемчужных" вошли музыканты, уже ранее
участвовавшие в записях ансамбля. Музыкальную подготовку концерта осуществлял
Евгений Драпкин В концерте приняли
участие: Аркадий
Северный – вокал Николай
Резанов – гитара, вокал Анатолий Архангельский – ударные Евгений Драпкин – вокал Евгений Федоров – скрипка, вокал Рафаил Рывкин – скрипка Вячеслав Маслов – бас-гитара, вокал Владимир Лавров – орган Виктор Ильин – вокал На концерте присутствовали: Дмитрий Калятин,
Георгий Толмачев, Евгений Пиджаков, Анатолий Копров, Анатолий Федин, Павел
Прохомюк, Ирина Ильина, Тамара Джан Примечательно, что название ансамбля в этом концерте озвучено лишь косвенно – в тексте песни, дописанной после основной программы, и, вероятно, в несохранившемся вступлении (см) Дополнительная информация о концерте |
|
Здание Института Гриппа |
|
сторона А
01. – Аркадия на сцену! Давай, Аркадий! Эй! (крики, аплодисменты) <А. С.> – Мне очень приятно, дорогие друзья, что
вы рады меня видеть после моего возвращения с гастролей по Байкало-Амурской
магистрали. Как пишут у нас в прессе: я там делал на просторах крутых – БАМ!
Но сейчас я вынужден несколько разочаровать вас тем, что петь сегодня сам не
собираюсь, а может… очень ограничусь только тем, что буду вести наш
сегодняшний концерт, посвященный 85-летию со дня рождения выдающегося
русского шансонье Александра Вертинского! Меня часто упрекают, что я заказываю
дорогу молодым талантам. Сегодня я вам докажу, что это не так. Итак,
представляю вам сегодняшних исполнителей: Евгений Норейко и Евгения
Комаровского. Как говорится, сегодня два Жени и один Аркаша расскажут вам про
Сашу! То есть, про Александра Вертинского, выдающегося родоначальника
блестящей плеяды наших бардов, таких как: Булат Окуджава, Владимир Высоцкий,
Александр Галич, Юлий Ким, Александр Городницкий, Юрий Визбор, Евгений
Клячкин, Александр Кукин, Александр Лобановский и многих других. Вы заметили,
наверное, как много среди перечисленных славных имен авторов по имени
Александр. В этом есть что-то мистическое, не правда ли? Как и в тех песнях,
что любил петь сам Александр Вертинский. Начать сегодняшний концерт мне бы
хотелось с довольно символической песни, написанной ленинградским бардом
Рувимом Рублевым, которая называется "Гимн менестрелям" и
посвященной Александру Вертинскому. Итак, "Гимн менестрелей" исполняется всеми солистами ансамбля. |
2:34 |
02. Мы барды, менестрели, акыны и ашуги… (сл. Р. Фукс) – Р. Фукс,
"Братья Жемчужные" и А. Северный
|
3:14 |
03. <А.
С.> – Итак, Александр Вертинский. Но прежде чем
приступить к исполнению его шедевров, мне бы хотелось попросить
многоуважаемую публику почтить одну традицию Александра Вертинского.
Известно, что он не любил аплодисментов. Так давайте же мы их не будем…
хлопать, и шуметь после каждой вещи. Итак: "В бананово-лимонном
Сингапуре". – Оставить? В
бананово-лимонном Сингапуре… (сл. А. Вертинский) – Е. Драпкин |
3:47 |
04. Манит, дымит, зовёт, поёт дорога… ("Палестинское танго", сл. А. Вертинский,
1929 г.) –
Е. Драпкин |
4:19 |
05. В пыльном маленьком городе, где вы были
ребёнком… ("Бал
Господен", сл. А. Вертинский, 1917 г.) – Е. Фёдоров |
4:41 |
06. <А. С.> – А щас исполняется
танго "Чужие города". Принесла случайная молва… (сл. А. Вертинский и Р. Блох) – Е. Драпкин |
4:14 |
07. Вы оделись вечером кисейно… ("Бразильский крейсер", сл. И. Северянин)
– Е. Драпкин |
4:17 |
08. Самой верной любви наступает конец… ("Дорогая пропажа", сл. А. Вертинский и М.
Волин, 1943 г.) – В. Ильин |
3:53 |
09. В вечерних ресторанах, Парижских
балаганах… ("Жёлтый
ангел", сл. А. Вертинский, 1933 г.) – Е. Драпкин |
5:50 |
10. <А. С.> – А… здесь прислали из
публики мне записку, грозят мне расправой, что-то сделать немножечко тёмно…
Ну, я решил вам спеть одну песню: |
5:35 |
11. Надоело в песнях душу разбазаривать… ("Песенка о моей жене", сл. А. Вертинский,
1930 г.) –
Е. Фёдоров |
3:33 |
Сторона А : 45 минут 57 секунд |
сторона Б
12. Молись, кунак, в стране чужой…
(Записи Вертинского на пластинках
"Молись, кунак! (Кавказская песня)" фирм: "Колумбия",
Англия, 1932-33 гг., номер пластинки WL 2159 и "Сирена Электро",
Варшава, 1932-33 гг., номер пластинки 22883) – Е. Драпкин |
3:52 |
13. Матросы мне пели про остров… ("Матросы", сл. В. Даев) – Е. Фёдоров |
2:38 |
14. В том краю, где жёлтая крапива… ("В том краю", сл. С. Есенин 1915 г.)
– Е. Драпкин |
4:12 |
15. Тихо тянутся сонные дроги… ("В степи Молдаванской", сл. А. Вертинский
1925 г.) |
4:41 |
16. Вы стояли в театре в углу за кулисами… ("За кулисами", сл. А. Вертинский 1916 г.)
– Е. Драпкин |
2:44 |
17. – Ну, зачем обрубать?
Какие-то голоса женские…(муж. смех) – Да нормально! Так ты
ведь сам предложил… Сам предложил… – Ну, давай "Татьяну",
"Татьяну"… <А. С.> – Песня посвящается
Вере Холодной. Ваши пальцы пахнут ладаном… (сл. А. Вертинский 1916 г.) |
4:44 |
18. <А. С.> – А теперь Петр
Лещенко шлёт привет Александру Вертинскому… Итак: "Татьяна". Встретились мы в баре ресторана… (сл. и муз. М. Марьяновский) – Е. Драпкин |
4:40 |
19. Три юных пажа покидали… ("Три пажа", сл. Н. Тэффи) |
2:59 |
20. На солнечном пляже в июне… ("Мадам, уже падают листья", сл. А.
Вертинский 1930 г.) – Е. Драпкин |
3:40 |
21. <А. С.> – В заключение нашего
концерта, посвященного Саше Вертинскому исполняется его любимая вещь
"Дорогой длинною". Ездили на тройках с бубенцами… (сл. К. Подревского, муз. Б. Фомина в обработке А.
Вертинского) |
6:26 |
22. <А. С.> – Песня посвящается Володе Мазурину. <С. М.> – Подожди, подожди, не получается… <А. С.> – Ну, у тебя, конечно,
как всегда, ничего не получается… Песня посвящается Володе Мазурину.
Называется "О растратчиков",
и что ещё знает, даже не знаю, о чем… И, начали! Зачем растратчиков нам брать из Ленинграда… – А. Северный и Н. Резанов |
3:37 |
23. Ой-ой-ой, по свету много мы катаемся… (переделка песни А. Дулова "Несчастная
девчоночка") |
2:46 |
Сторона Б : 46 минут 59 секунд |
Кроме того, существует ещё одна песня с этого концерта
?. Что вы плачете здесь, одинокая глупая
девочка… (А. Вертинский, В. Агатов,
"Кокаинетка", 1915 г.) – Е. Фёдоров |
2:24 |
Поскольку полная фонограмма концерта с этой песней в настоящее время в доступных источниках не найдена, её место в концерте можно определить лишь гипотетически. Согласно сценарию Р. Фукса, она должна была исполняться третьей, после "В бананово-лимонном Сингапуре".
Подтвердить
или опровергнуть такое размещение на основании хронометража сторон ленты
затруднительно. Общая продолжительность концерта с этой песней уже значительно
превышает стандартные 90 минут, и можно предположить, что С. И. Маклаков
использовал импортную 100-минутную ленту, что было вполне обычно в его
практике. В таком случае варианты размещения "Кокаинетки" могут быть
самые разные; а кроме того, поскольку в сценарии Фукса имеется ещё несколько
песен, не вошедших в общеизвестную фонограмму, нельзя исключить, что могла была
записана по крайней мере ещё одна песня.
Однако обращает на себя внимание, что две последних
песни (22 и 23) записаны "отдельным номером". По рассказу Р. Фукса, это
было сделано специально для С. И. Маклакова, предпочитавшего блатной жанр, – но
это должно означать, что вся планируемая часть концерта уже была записана. То,
что этот "блатной" фрагмент могли записать на новую ленту – крайне
маловероятно. В то же время в этом фрагменте определяется некоторая разница звука
по сравнению с остальной частью концерта. Остаётся предположить, что он был
записан на другой аппарат (В. А. Мазурина?). В таком случае вопрос об
оригинальном составе ленты С. И. Маклакова, а также о кол-ве и порядке песен,
исполненных на концерте, остаётся открытым
_____________________________
* Существует запись – обрывок вступления, сказанного Р. Фуксом: "Начинаем пятый концерт знаменитого ансамбля Братьев Жемчужных при участи великого исполнителя…", бытующая как вставка-компиляция в фонограммах концерта "Поговори со мною, мама" (записан в апреле 1976 г. С. И. Маклаковым). Однако по всем признакам эта фраза Фукса изначально могла быть записана именно перед концертом "Памяти Вертинского", который и является пятым по счёту в записях ансамбля "Братьев Жемчужных". Правда, в сценариях Р. Фукса присутствует совсем другой "Пятый" концерт Жемчужных, но фонограмма концерта с таким репертуаром не известна. Маловероятно, что он всё-таки был записан, но от него остался лишь вышеуказанный фрагмент.