Ансамбль "Чайка" 
с Аркадием Северным

Дополнительная  информация


 

Из статьи Сергея Лахно по материалам от В. В. Морозова:

Борис Циммер, как я уже говорил, работал врачом, Василий Морозов был системным программистом, работал в НИИ Электротехнических устройств, Мария Иванова училась на филологическом факультете ЛГУ, знала несколько иностранных языков. В общем, вполне обычные люди, имеющие высшее образование, работу. Правда, Владимир Вахромеев, говорят, занимался фарцовкой... Таким составом группа играла на свадьбах, банкетах, новогодних вечерах, в общем, как сказал Василий Морозов: "Мы были в те далекие годы самой обычной, похожей на сотни других питерской группой, которая играла там, куда позовут". А звали, случалось, и на цыганские свадьбы в табор, и на какие-то воровские сходки в кафе... "Еле ноги унесли",– вспоминал В.Морозов один такой случай. А в другой раз, на цыганской свадьбе, какой-то пацанёнок украл у музыкантов маракас. Впрочем, как вспоминает Борис Циммер, инструмент потом вернули. А вот замечательную бас гитару Василия Морозова Jolana Basso 5 жёлтого цвета, с которой запечатлён на фотографиях Аркадий Северный, украли в ресторане «Невский» "нехорошие люди". Но это произошло уже после записей концертов с Северным. За выступление музыкантам обычно платили 35-50 рублей, из которых где-то 6 рублей уходило на оплату такси.

Борис Циммер, Владимир Вахромеев и Мария Иванова играли вместе еще до прихода в группу Василия Морозова. Тогда в состав группы входили еще два гитариста, братья Пыжовы. Всего получалось 5 человек. Музыканты выступали в разных местах, приходилось пользоваться услугами такси, а это была проблема! Пять человек состава, да еще и громоздкая аппаратура. "Таксисты чертыхались",– вспоминает Василий Морозов.

И, вот, барабанщик Владимир Вахромеев решил заменить двух гитаристов – братьев Пыжовых – на одного. Именно он в 1975 году пригласил в состав группы Василия Морозова, который до этого играл в крутой джаз-рок команде «Возрождение» в ленинградском Политехе. Кроме того, у него был комплект аппаратуры, который потом использовала группа, в том числе, и во время записи концертов с Аркадием Северным: гитарный усилитель с ревербератором Regent 30H, о котором я уже подробно писал, басовый усилитель и комплект микрофонов МД-66.

................

Впервые музыканты группы Бориса Циммера встретились с Аркадием Северным во время записи концерта «Колода карт». Увы, как и во многих случаях, не то, что точную,– приблизительную хронологию описываемых событий достоверно установить пока не удалось. В каталоге Н.И.Корниенко запись датируется 19 декабря 1977 года, но это понедельник, рабочий день. Конечно, для Аркадия Северного, ведшего "богемный" образ жизни, это не имело значения, но Борису Циммеру и Василию Морозову в понедельник нужно было отправляться на работу. Возможно, концерт был записан в субботу, 17 декабря, а Николай Иванович указал дату, когда он "свёл" запись и приготовил ее к тиражированию. Кроме того, некоторые участники концертов вспоминают, что «Чайка» и «Химик» были записаны с небольшим интервалом. Хотя, замечу, многие из очевидцев путали эти концерты, например, Николай Резанов говорил, что участвовал в записи «Химика». Как бы то ни было, понятно, что «Чайка» записана до «Химика», и, вероятно, перед «Проводами 1977 года». Уж больно складно стыкуются слова Северного, сказанные во время вступления к этим концертам. Судите сами.

Вот «Чайка»:

В аэропорту меня встретили Ивановичи и сообщили печальную весть: грипп скосил всех «Жемчужных», кроме одного.

А вот «Проводы 1977 года»:

Неделю назад мы объявили скорбную весть, что грипп скосил «Братьев Жемчужных».

Конечно, верить всему, что говорил Северный на концертах, нельзя. Но никогда больше эпидемия гриппа, скосившая «Братьев Жемчужных», не упоминалась. «Проводы 1977 года» датируются по заключительному слову с этого концерта: 22 декабря 1977 года. Причем, Северный уверенно говорит: "Двадцать..." – и делает паузу, вероятно, он забыл точную дату, и, похоже, кто-то ему подсказал: "...второго декабря". Что ж, я придерживаюсь мнения, что концерты так и были записаны: в декабре 1977 года – «Чайка», затем 22 декабря – «Проводы 1977 года». Как вспоминает непосредственный участник записи «Чайки» Василий Морозов, прослушав пробную запись,– это была песня "Семь сорок" в исполнении Северного, – Сергей Иванович Маклаков был сильно разочарован. В составе группы не было ни органа, ни саксофона, ни скрипки, даже ритм-гитары не было. В общем, Маклаков забрал свои микрофоны и ушел... Запись явно "не клеилась". А времени уже прошло много: утром оказалось, что стандартные кабели с разъемами типа СШ-3, которые были у музыкантов, не подходят к импортному 4-канальному магнитофону, там нужны "джеки". И сами кабели оказались короткими. На сцене-то музыканты стояли не далеко от усилителей, а на квартире Владимира Раменского, где проводили запись, ансамбль и Аркадий Северный размещались в большой комнате, а магнитофон стоял в соседней. Пришлось срочно наращивать шнуры и перепаивать штекеры. Кто-то из организаторов записи решил позвонить Николаю Резанову. Он вскоре пришел, но без банджо и без электрогитары, поэтому играть ему пришлось на обычной шестиструнке. Василий Морозов уверен, что Резанов спас эту запись: «Никто из нас так играть партию ритм-гитары не умеет... Его гитарная партия украшает этот концерт, придаёт "изюминку". То, что он играл на простой гитаре, получилось случайно, но именно это и нужно в данном концерте. Он слышал нашу игру (партии гитар и голос Аркадия в комнате записи) и рукой мастера добавлял нужные интонации. Причём, это была абсолютная импровизация, что и ценно». Что получилось в итоге, теперь знают все. Получился совершенно необычный и по звучанию, и по аранжировкам, и по текстам концерт Аркадия Северного. Впрочем, музыканты группы остались недовольны. Неувязка с техникой и составом, нехватка времени, из-за чего не было никаких репетиций и прогонов. Как играть, если даже не договаривались о теме? "Далеко-далеко журавли улетели",– Северный поет в ритме вальса, а Владимир Вахромеев стучит четыре четверти... Инструменты и аппаратуру расставили не привычным способом, гитару Николая Резанова другим участникам группы почти не было слышно, и то, как всё звучало во время записи, музыкантам не понравилось. В общем, записали за несколько часов концерт, собрали аппаратуру и уехали. Музыканты были уверены, что больше их на запись не пригласят....

© С. Лахно, 2014

(оригинал статьи)

 

Дата из каталога Н. И. Корниенко,
о  которой  идет  речь  в  статье:

 

 

Александр Давыдов

С Аркашей я впервые встретился, дома у Володи Раменского, он у него тогда, вроде, жил. У него проблемы с жильем были. Он из своей хаты ушел, и жил у друзей. Это было где-то в самом конце 1977 года. Они тогда готовились к записи. ... Пузырей пара штук на столе стоит, и текстов Раменского целая пачка. Вот такая подготовка была к записи. Выбирали тексты, какие-то мелодии придумывались, чтоб на самой записи голову не ломать. Но Аркадий, вроде, в тот день не пил.

....

Концерт хороший получился. Аркадий выложился, Коля пел, девочка хорошо спела. Хотя была она в доску кирной. Это все было на квартире Раменского. ... Мне как-то Сергей Иванович рассказывал, что он химичку чуть ли не из туалета вытащил, когда Северный пел "Журавлей". Он говорит, по наушникам, услышал, что тут просто необходимо, что-то, типа бэк-вокала. А запись уже шла, и он прямо выскочил из комнаты, куда-то в коридор, за Марией, чтобы та ему подпела. ... Журавли" там получились – высший класс. Кстати, Аркаша про ансамбль "Чайка" из ФРГ сказал не просто так. Тогда во всю коллекционеры писали эмигрантов: и ФРГэшную "Чайку", и Реброва, и цыганку Раю. Молочные братья этих всех эмигрантов собирали. Вот и решили назваться эмигрантами из ансамбля "Чайка", что из ФРГ.

март 2007

© (Из статьи М. Ш. Лоова "Александр Давыдов по кликухе "Негр", опубликованной на сайте arkaha.ucoz.ru, ныне несуществующем),  [копия]

______________________________________________

 

Фотографии с записи "Чайки" на настоящий момент неизвестны.

Долгое время предполагалось, что эта фотография может быть с записи "Чайки", но по свидетельству В. В. Морозова, на той записи микрофоны были на стойках.


 

 

  

 

   Информация о концерте представлена В. В. Морозовым  

  

СПИСОК  КОНЦЕРТОВ

МАГНИТИЗДАТ

© "Магнитиздат" 2013