Михаил Ланглиб – участник первой оркестровой записи А.Северного

 – На запись с Аркадием Северным меня пригласил Андрюша Персон, со студии ленинградского радио. Правда, в последние годы мы очень мало общаемся. Тем более, когда тебе уже за 60, то тебе не до встреч. У каждого свои дела, обремененные возрастом, а Андрюша Персон, которого я всегда называл "Рыжим", он такой рыжий был, меня постарше лет на пять, где-то. Раньше мы очень часто видались, тогда мы были, я бы сказал, чуть-чуть, помоложе. Как, кстати, Андрей сейчас живет?

– Он сейчас в Германии, но периодически созванивается с ленинградскими коллекционерами Корешковым и Мельниковым.

– А тогда жил Андрюша на Васильевском острове, и запись с Аркашей Северным, тогда, почти 44 года назад, тоже происходила на Ваське, но не у Персона дома, это точно, а у кого-то, из его друзей, которые жили по соседству. Это было где-то июль, или август, 1963 года...

–... август. Самый конец месяца. Как мне говорил Борис Тайгин – один из участников, того мероприятия, заканчивалось лето, школьники готовились к 1 сентября, и стояла довольно жаркая погода. Тайгин также говорил, что на той записи он был очень легко одет.

Все таки, значит, август. Да? Ну, мы тогда были молодыми, это сейчас, уже из нас начинает сыпаться песок потихоньку. Я более-менее, вспоминаю ту запись. Это что-то, где-то, человек десять, которые были счастливы, которые наслаждались жизнью, которая, казалось, такой всегда и будет. Это была наша молодость! Вот мы все собрались чтобы, во-первых, весело провести время, во-вторых, сделать что-то для потомков, хотя это, наверное, и нескромно звучит. Значит, в центре комнаты возвышался, этот "Маг", который считался, последним словом в тогдашней науке и технике, при совке. Это такая громадина! Что ты! Запишем мы песню, и сразу с ленты оригинала записи, нарезалось пара-тройка, гибких пластинок, на ребрах. Лента была, ну какая, по тем временам? Бог, его знает, тип, какой-то, там... Весьма, мудро звучала и вступительная фраза, к концерту: "Люблю блатную жизнь, да воровать боюсь..." Да уж. Кстати, мы так наш ансамбль и хотели тогда назвать – "Блатная жизнь". Хотя, ансамблем это, конечно, было трудно назвать, так как мне все же довелось поиграть в настоящих, серьезных, и достаточно, известных бэндах. А звучало там все, очень простенько, не так как должно звучать в ансамбле. У меня этой ленты не сохранилось, я наплевательски тогда к этому относился.

– Неизвестно, кстати, и где сам оригинал этой записи. Т.к. у Персона была восстановленная 1 копия, а вот сама оригинальная лента была продана еще в начале 1970-х годов, старому ленинградскому коллекционеру – Ивану Герасимовичу, о котором Северный несколько раз упоминал на ранних гитарных записях. И вот этот Иван Герасимович умер еще во второй половине 70-х, ему уже тогда было под 80 лет, и куда делась вся его коллекция после смерти – неизвестно.

– А я как-то, тезка, и не интересовался судьбой этого концерта с Аркашей, к своему огромному стыду.

– А какой там точно был состав?

– Состав-то был, но даже при достаточном наличии музыкантов, все получилось на грани между странным и смешным. Итак, состав: я – Миша Ланглиб – будучи музыкантом, играющим на басовых инструментах, играл на том концерте с Аркашей на контрабасе, хотя, время от времени, и поигрывал на гитарке, чтобы как-то разнообразить аккомпанемент, в общем, я играл на контрабасе – это мой основной инструмент там был, но на кое-каких песнях, и вставлял пару блатных аккордов, на гитаре, когда Аркаша сам не мог играть. Например, в песне "На Молдаванке музыка играет...". Еще в составе была пара гитар, саксофон, пианино, либо, кое-где, аккордеон, вот, пожалуй, и все. Ну, и иногда, такой милый еврейчик в очках – Рудик, постукивал вилкой по тарелкам, или по бутылкам, а потом, уже изрядно, выпив беленькой и деревянненькой, и все ребята, из присутствующих, стали подстукивать и подкрикивать Аркаше. Это все было очень громко, и, конечно составляло некое неудобство соседям. И вот тогда хозяин квартиры и, по совместительству, звукооператор той записи, предложил сделать шумоизоляцию. Долго думали, чем же завесить стены, и в итоге, в качестве звукоизоляции, были использованы, коробки, в которых продают яйца. Ну, такие, клетки, или как их там? В общем, ты понял. Вот какая смекалка развивается в людях по пьянке. Вот в чем прелесть записей Аркаши Северного? Я их, так иногда прослушиваю. Так вот, интересны они тем, что это все было запрещено, и многие люди тянулись, услышать то, что не услышишь, с официальной эстрады. А вот, во что превратился этот жанр сейчас – я молчу... Огромное количество одинаковых, ничего не понимающих в музыке, лепят свой бред на синтезаторах, и, что еще более обидно, что многие ширпотребные слушатели считают, что эта музыка именно так и должна выглядеть. Нет, ребята, вы не правы! Неподалеку от моего дома стоит огромный музыкальный магазин, там этих липовых блатарей – куча. Раньше мы гонялись действительно за стоящими записями, тратили сумасшедшие, по тем временам, бабки. А сейчас? Вон, я захожу, в тот же магазин, говорю парню-продавцу: "Сделай, если возможно, допустим, Каунта Бэйси." А у него это все есть на прилавке. Или, например, говоришь им: "Ранние записи Фергюсона есть?"  – "Пожалуйста, приходите через неделю, все будет!"

– Кстати, на МР-3 издали ранние темы Мэйнэрда Фергюсона. Так там все испохаблено, да к тому же еще и не полное.

– Хотя иногда бывают исключения – спрашиваю у парня-продавца:"Есть "Platters"?" – А в ответ: "А что это такое?"

– Может он и знает, просто не догадывается. Знаменитые "16 тонн" Трэвиса, например, наверняка же слышал.

– Ну, это, в принципе, их визитка.

– "Я родился, когда солнце не светило..."

– Да. Наши советские люди, пели эту песню в переводе, под свой менталитет.

– "Сидим мы в баре..."?

– Конечно. "Раньше был интерес, такой охоты, за этими записями. И в этом был весь кайф молодости. И Аркаша Северный, и Каунт, и Сачмо, и Элвис, и Диззи – это все наша молодость! Когда я работал в Ленконцерте, многие записи Аркадия расценивались, как какое-то, чудо и прелесть, многими популярными музыкантами. Я никогда не забуду, все эти приколы, типа "Ты был бы негром!..", или про этого попугая, с двуми веревками на ногах. С артистизмом, прононсом, с азартом! Ради этого стоило жить. Бандерша, которая потом держала швейную мастерскую, это – прелесть. А троица из парадняка, с дежурным стаканом. И когда, значит, один отходит, двое ему: "Ты куда? А поговорить?" Ну, там конечно, было немного другое слово, нежели "поговорить". Они его спрашивают: "А?" Вот это, я понимаю, настоящий талант. Такой юмор! А сейчас: нет талантов, ни в юморе, ни в музыке. Может они и есть, но они нигде не засвечены, может, даже они и умышленно, не стремятся торговать своим лицом, продолжая это интересную традицию, во время всеобщей дозволенности, находится, в глубоком подполье. Это и логично.

– Кстати, озвучено выше, что ты играл в бэндах, и в Ленконцерте. Вот об этом, пожалуйста, расскажи поподробнее.

– Я еще и в кабаках разных играл. Но основная моя работа была, конечно, при Ленконцерте. С конца 60-х годов, я играл в оркестре Левы Колмановича, на контрабасе. Это был очень известный оркестр, и не только в Ленинграде. Из этого бэнда вышли многие, известные сейчас музыканты.

– Достаточно вспомнить барабанщика бэнда Льва Колмановича – Сергея Дронова, который сейчас директор, или продюсер-администратор, "Поющих гитар", не знаю, как это точно называется.

– Мы их называли "Непьющими гитарами". Но кстати, при мне ударник там был другой. Не Дронов.

– Дронов там играл, где-то с 76 года, так что при тебе, там, конечно, его могло и не быть. Кстати, в оркестре Льва Колмановича играли такие великие люди, которые создавали культуру Питера, которых невозможно не упомянуть. Это, прежде всего, гениальный Валерий Заварин.

– Да, вот Валеру я помню, и более того, в Джазовой Филармонии, мы иногда еще встречаемся.

– Не стоит также обходить вниманием еще одного прекрасного музыканта, который также играл в бэнде у Колмановича – это еще один Валерий, на этот раз – Тикунов. Замечательный трубач.

– А Валера Тикунов, еще, вроде бы, в "Поющих гитарах" играл на трубе?

– Не в "Поющих", а в похожем, ВИА-коллективе, у Сергея Борисовича Лавровского. У "Поющих", был на трубе Берштейн. А Тикунов, вместе с Кутеевым, поддавали брассов у Лавера. Но Лавровский, также и в "Поющих гитарах" играл – он ведь самый первых барабанщик этого ансамбля.

Кутеев ты саказал? Володя? Да, это хороший музыкант. Сильный саксофонист.

– А у него, кстати, и брат Боря – тоже музыкант хороший. Он на трубе играет.

– Так, а Тикунов сейчас где играет?

– Сейчас он, увы, уже не играет, он умер.

– Жалко, очень жалко. Кстати, вот мы очень много еще играли с Юрой – контрабасистом из "Ленинградского диксиленда". Это мой большой друг.

– С Мирошниченко, что ли, с покойным?

– Нет, с нынешним конртабасистом. Мы правда уже почти год целый не виделись. Я в Филармонию давно не захаживал. Но мы с ним созваниваемся частенько.

– Так ты про Снегурова, что ли говоришь?

– Да, Юра Снегуров. Кстати, вот еще я у Изи, и у Натана поиграл.

– Израиль Хаймович – это легендарный человек, это, почти, ровесник века. Кроме того, что он сильный трубач, так он до сих пор, руководит своим бэндом. Они репетируют в ДК, у Финбана. Ну, а Натан Шаломович – это ярый сторонник ленинградских джазмэнов.

– С Изей, была такая хохма связана, что он одного трубача, в первый же день, выгнал, на глазах, всего оркестра, из-за того, что он запел песню, изменив слова, при этом изменения каснулись самого Израиля Атласа. Изе это не понравилось, и его удалили. Я тут, кстати, Израиля видел по телевизору, в какой-то программе. Он был весел, и задорно молод.

– А еще где приходилось играть, и с кем?

– Играл с таким хорошим саксофонистом – Виталиком Смирновым. Но он еще и на кларнете здорово играет. Он чисто диксилендовый музыкант.

– Вот, он кстати, умер в ноябре, того года.

– Ну, по Ленконцерту, у меня о нем очень хорошие воспоминания. И о всей его команде. Мы встречались в отделе муз. ансамблей, при Ленконцерте. А где в последнее время он играл?

– Последним из его, крупных выступлений, наверное, можно считать концерт, посвященный юбилею клуба "Квадрат", как раз при Натане Лейтесе, а так, я знаю, что он играл и репетировал, в Железнодорожников, я его там пару раз видел. А вот по поводу отдела ансамблей, могу сказать, что покойный шеф ОМА – Садовников, сам не хило играл блат. Сохранились записи 10 и 11 концертов такого ансамбля "Обертон", где он играет на скрипке.

– Он пришел давным-давно, к Гольштейну, и попросил его подучить немного на саксофоне, а Гена ему и сказал, что его не надо учить, что он уже готовый музыкант.

– К тому же, наверное, Гольштейн больше альтист.

– Да, Гена, в основном, альт-саксофонист, а Виталик – тенорист. Но они оба молодцы. Виталик играл со своим диксилендом. Гена создал свои "Саксофоны Петербурга". Кстати, в "Саксофонах" очень много хороших ребят, хотя им мало лет, но они даже могут дать фору старикам.

– В "Саксофонах Петербурга" играет, действительно, много хороших музыкантов. Например, Сендерский – руководитель ансамбля "Фрэш", или Канев из "Ленинграда" Сергея Шнурова, и "Ска-джаз ревью", они же ансамбль "Спит-фаер". Бесчастный, Бубякин – тоже очень крутые ребята. Хотя, кроме биг-бэнда Геннадия Львовича Гольштейна, они еще сидят в биг-бэнде Гусятинского. Но это уже не то, как это нужно быть.

– Я слышал бэнд Гусятинского, но там все коммерцизировано, если это так можно назвать. Это торговля музыкой. Во-первых, самому Гусятинскому годков маловато, да и подход у него ко всему слишком современный, хотя, возможно, нынешнее поколение, именно так себе представляет традицию джазовой музыки, и в частности биг-бэнда. Хотя у нас в городе, мне кажется, биг-бэндовая школа не очень развита. Старики которые играли в 60-е биг-бэнд уходят, а у молодежи не у кого учиться.

– В Питере биг-бэндов, действительно, что-то мало, но ведь и город сам по себе маленький. Кроме названного уже биг-бэнда Израиля Атласа, есть, например, сильные биг-бэнды Юрия Ильина, Вольдемара Дмитриченко. Были бэнды Анисимова, Блехмана, Бадхена, Тлисса, даже у старшего Варум был свой оркестр, легкой музыки.

– Но это все люди старой школы. Туда же можно отнести и Ореста Кандата.

Кандат играл у Утесова еще. Но там, скорее всего, не биг-бэнд. Там и 10 человек с трудом набиралось. У него, вроде, еще и Харнас играл на саксофоне.

– Как однажды один конферансье сказал такую хохму, перед выступлением: "Альт-саксофон – Гольштейн, тенор-саксофон – Левенштейн, руководитель – Вайнштейн!..."

– Вот, в продолжение этих ярко-выраженных фамилий, нельзя не вспомнить, такую фамилию, как Кунсман. С ним не играли?

– Нет, не приходилось, так как у него был устоявшийся состав – человека 3-4. А вот с некоторыми музыкантами ансамбля Ромы Кунсмана играть приходилось, например, с Вихоревым.

– Ну, там Мысовский руководил квартетом, и к ним часто присоединялся Кунсман. Иногда с этим квартетом играл и Островский. А с Зуйковым не играл?

– Нет, но я хорошо знаю, кто это такой. Я же говорю, невозможно объять невозможное. Музыкантов ведь много, и все это знать и отслеживать довольно сложно. Тем более, я играл у Колмановича, а это больше эстрадный бэнд, чем джазовый. Так что, это другая тусовка. Вот недавно мы встречались с Алексеем Канунниковым – легендарным питерским диксилендщиком. Из питерских саксофонистов мне, например, очень нравятся Миша Костюшкин, Гена Гольштейн.

– А младший Костюшкин – сын Михаила Иосифовича? Он в "Чай вдвоем" поет...

– Хохма ясна.

– А тогда как же быть с Михаилом Семеновичем Черновым?

– Миша Чернов – отличный саксофонист, он – украшение любого ансамбля. Настоящий образец питерского джаза.

– Кстати, мне один знакомый сказал, что "ДДТ" слушает только из-за того, что там, в некоторых местах Чернов играет.

– Мишу Чернова жалко. Отличный, профессиональный музыкант. Но он перенес страшное горе – пережил серьезную операцию. К нему на каком-то концерте, пристал какой-то распальцованный гопник, который из-за своей тупой стриженной башки, случайно зашел на джазовый концерт, и захотел, чтобы вместо нормальной музыки, прозвучало какое-то говно. Миша играть то, что тот его попросил, отказался, так как он настоящий патриот джаза, и настоящий мужик. Короче, тот жлоб Мишу покалечил так сильно, что ему пришлось делать операцию. Но несмотря ни на что, Миша Чернов, с чувством собственного достоинства, гордо и красиво вышел из той печальной истории, еще раз доказав, что он – настоящий артист и гений, до сих пор постоянно продолжая играть, на всевозможных джемах.

– Ну, брассы-джазы, и тому подобное, мы еще, конечно, обсудим, и даже не раз, естественно, иногда переходя на личности, прекрасные и незабвенные. А вот интересно, было бы узнать, в каких ресторанах вам приходилось играть.

– Да во многих. В "Баку", например, мне довелось как-то поработать. Там как раз играл Воскобой. Музыкант он был первоклассный, но вот как человек – увы... С ним же никто не мог вместе работать. Такой поганый у него было характер. Некоторые с ним пару дней отыграют, потом не выдерживают и уходят. В общем, ужасный характер....

– Кстати, его сын Григорий – тоже музыкант, басист. И веселый, довольно. Кроме того, Григорий Воскобойник – профессионал высокого уровня, и даже музыкальный педагог.

– Еще братья Мансветовы там играли. Был случай, хохма такая, однажды, что они что-то прямо на сцене не поделили, и разодрались. Как потом, сказал мне сам Юра: " Я дал ему в межроговую полость!..." Кстати, Юра Мансветов был отличный музыкант. Он играл и на пианино, и на органе, и на гитаре, и на басе.

Мульти-инструменталист!

– А как он пел! Он же голосом был вылитый Рэй Чарльз. Специально хрипел. Он, во-первых, в совершенстве знал английский язык, и хорошо знал что поет, во-вторых, у него было правильное иностранное произношение. Он снимал очень четко манеру пения Рэя. Это, наверное, был Юрин кумир. Мансветовы, вроде, где-то играли тоже с Аркашей Северным. Еще в "Баку" играл такой Пилюгин. Тоже хороший музыкант.

– А с такими Артамоновыми приходилось играть?

– Только с Женей. Отличный музыкант и вокалист. С Владимиром мы почти не играли.

– А с Николаевым?

– Каким?

– Аркадием Николаевым. Драмс-шоу-мэн.

– Да, ну это просто настоящий шоу-мэн. Его так многие и называют. Отличный барабанщик, он многого достиг. Он, даже, сам, по-моему, учился играть. Да, и ведь он, вроде, у Виталика Смирнова, в основном, играл.

– А в настоящее время Михаил Ланглиб играет? Есть ли какие-то творческие планы, может быть?

– Сейчас я почти не играю. Очень мало. Но иногда все-таки беру инструмент, чтобы не терять форму. Планы кое-какие есть. Сейчас готовлю программу, для одной певицы. Она поет джазовую классику, отлично разбирается в джазовых стандартах, традициях. Обладает хорошим произношением и голосом. Вот мы с ней репетируем. Будем надеяться, что все удастся.

– Ну, что ж на этом, наверное, стоит закруглиться. Благодарю, за интересный рассказ, о той записи с Аркадием Северным, в августе 1963 года, и за увлекательную беседу о ленинградских музыкантах. По поводу второго, я надеюсь, мы еще встретимся и поговорим, т.к. сегодня мы успели поговорить только о самых известных музыкантах, кое-что уточнили, благодаря тебе. До новых встреч.

– Тебе спасибо, тоже, что, конечно, соответственно. Спасибо за воспоминания. Я вспомнил старые времена. В общем, мы с тобой еще встретимся.

 

© Михаил Лоов, март 2007

 

первоначальная публикация – http://arkaha.ucoz.ru/publ/1-1-2 (ныне не существует)