ИЗ ИСТОРИИ ПОДПОЛЬНОЙ МУЗЫКИ
И СОВЕТСКОГО МАГНИТИЗДАТА

 

 

     

 


 

 

Мой Северный.

Прекрасные 70-е... Не понимаю, почему их называют застойными, ведь было все наоборот. Это сейчас все стоит-простаивает. Далекие 70-е... Расцвет блатной подпольной песни. Появляются Алик Берисон, Алик Фарбер, анс. "Бородачи", Костя Беляев, Владимир Сорокин, "Братья Жемчужные", Александр Шеваловский, Владимир Шандриков, Виталий Крестовский и многие другие безымянные авторы и исполнители. Но бесспорный лидер, конечно же, Аркадий Северный.

Мое первое знакомство с творчеством Аркаши Северного. 1975-й год. После ловко вытащенного лопатника, поезд "Киев – Одесса" мчит меня с корешем в незнакомый доселе, разве только по песням, город у Черного Моря. Живем у проводников-бухарей. Узнаю, как добраться до "толчка", и рано электричкой едем... Вот и "толчок". Народу – тьма. Ты хочешь налево, а тебя несут направо. Жуть. С большими усилиями нахожу пятачок, где стоят мужики – кто с магнитофоном, кто – так. Торгуют записями. Взял у них штук пять. Две помню точно – "Братья Жемчужные" и "1-й Одесский" Северного. Приехал в Киев, послушал – понравилось – нет слов. Вот так и состоялось мое первое знакомство с "королем" подпольной блатной песни Аркадием Северным...

В Киеве в то время записи Северного были редки и доставались с огромным трудом. В 1977 году я записываю себе Киевский концерт Северного с нашим Гришей Бальбером (именно в 1977, а не в 1979 – как написано на Фруминском CD), и 2 декабря этого же года согласно приговору нарсуда я отбываю в лагеря на 3 с половиной года...

На кичмане у меня тоже был случай связанный с Северным. Братки с хозобслуги, работающие на радиоузле, зная мои увлечения на воле, как-то приглашают меня к себе в каптерку замутить чифирок, пыхнуть папироской. А им попкари иногда приносили в ремонт радиоаппаратуру... И вдруг к моему огромному удивлению и удовольствию, они врубают запись Северного с Сашей Резником! Это было что-то...

Сидя на киче, мне мечталось поближе познакомиться с Северным, Высоцким (тем более, что я тогда уже сочинял стишки)... Но наступил високосный 1980-й год и ушли из жизни – сначала Северный, а затем и Высоцкий...

Оттрубив свой срок, вышел на волю я в 1981 году, по звонку. На киче кореша дали мне несколько адресов, по которым ребята занимались звукозаписью на дому. У них я записал всего Северного (из того, что у них было), платя от 8 до 10 рублей за запись...

Шли годы... Как-то я обратил внимание, что у газеты "Аргументы и факты" есть приложение "Биржа", и моментально даю объявление – хочу найти друзей среди коллекционеров блатной песни и тех, кто увлекается творчеством Аркадия Северного. Получил я около десятка писем, из которых выделю три: от Саши Попова из Москвы, Семена Мологина из Твери и от Наташи из Ленинграда. Как в последствии оказалось, эта Наташа была дочкой Северного – Наталья Звездина. С этими людьми у меня и завелась переписка, с Наташей, правда, ненадолго. От нее о Северном я узнал очень мало. Буквально, следующее: "Аркадий Дмитриевич родился 12 марта 1939 года в г. Иваново. Потом переехал в Ленинград, закончил Лесотехническую Академию (Экономический факультет). В 1968 году он женился, а в 1971 году у него родилась дочь – Наташа. В 30 лет покрестился. Умер 12 апреля 1980 года, в Пасху, от кровоизлияния в мозг".

С годами круг моих знакомств стал значительно шире, и я смог собрать большую коллекцию записей непревзойденного Аркадия Дмитриевича Северного. И, хотя узнал об этом певце очень много, но до сих пор большинство фактов его жизни окутано для меня мраком, т. к. никто о нем толком ничего не хочет или не может рассказать. У меня есть множество записей Северного под разными названиями, но, как мне кажется, что все это куски нескольких концертов, порезанных на части и так записанных... Да и сейчас, Фрумин, выпуская CD с концертами Северного в очень редких случаях ставит точный год записи концерта, допускает другие фактические неточности, и почти всегда концерты на компактах – неполные... Почему это делается и зачем – я совершенно не могу понять...

© Игорь БОРДУСЕНКО 2002

на главную


© I.Efimov