ИЗ ИСТОРИИ ПОДПОЛЬНОЙ МУЗЫКИ
И СОВЕТСКОГО МАГНИТИЗДАТА

 

 

     

 


 

 

Искатели сокровищ.

С незапамятных времен ходят по белу свету байки о поисках всевозможных кладов, которых, может быть-то, и не было… Сокровища пирата Моргана; брошенные отступающим Наполеоном драгоценности; клады, зарытые на острове Оук. Каждый, наверное, сможет по-своему дополнить этот перечень множеством других занятных историй, рассказанных в телепередаче или соседской бабулькой. Я же хочу рассказать об утерянных (утерянных ли?)… магнитозаписях, которые пусть по материальной стоимости и не столь ценны, как золото майя, но обладать которыми – заветная мечта не только коллекционеров, но и простых любителей жанра…

Вот уже несколько десятков лет ходят по необъятным просторам стран с компактно проживающим русскоговорящим населением истории о записях блатных песен, напетых знаменитыми артистами Михаилом Водяным, Николаем Рыбниковым и Юрием Никулиным. И, если записей Рыбникова ни у кого нет, хотя многие с уверенностью говорят об их существовании, то пленки Водяного и Никулина у многих есть, но на самом деле они… таковыми не являются.

Вот, что рассказал известный московский коллекционер и продюсер Сергей Чигрин: "У меня было двое знакомых дедков, один из Новосибирска, второй из Архангельска. Так они, каждый по себе и в разное время, прислали мне записи, которые сейчас гуляют как "Михаил Водяной". Мы с моим звукорежиссером даже маленький такой звукоанализ сотворили: сравнили на компьютере какие-то там "спектра" голосов оригинального (взяли песни из кино и спектакля) и этого, с бобины. Так звукорежиссер сказал, что не совпадают они никак. Кроме того, в свое время Стас Ерусланов (один из старейших коллекционеров и организаторов "подпольных" записей – И. Е.), если верить его словам, продавал записи артиста (под гармошку, на полчаса) всяким коллекционерам. Поставил я ему этого: "Руку, – говорит, – режь! Не он…" А то, что Стас писал – до сих пор найти не можем. Я вместе с ним искал в Одессе, по чердакам, у тех людей, которым он точно продавал. Только извазюкались как черти! В Одессе до сих пор обычай: человек помер, так его имущество – на чердак".

О записях же Николая Рыбникова я сам слышал еще в 70-е гг. Магнитофоны в нашем доме были тогда еще в редкость. У меня же была "Комета-201" и писал я на нее в основном Высоцкого, Северного и что-то безымянно-подгитарное. Слушалось всё это почти круглые сутки. А так как жили мы с соседями довольно дружно, то и гости у нас бывали часто. И, послушав с полчасика мои пленки, кто-то (обычно старше меня лет так на двадцать) спрашивал: "А Рыбникова у тебя случайно нет?" И поскольку бывало это неоднократно, то и сложилось у меня мнение, что есть эти записи у всех, но только не у меня…

Прошли годы. И вот получаю я письмо из Донецка, где незнакомый мне товарищ пишет буквально следующее: "Что касается песни "Когда качаются фонарики ночные", то Рыбников ее пел (а вот записывал ли?) – мне об этом говорил еще в конце 70-х один мой знакомый, который его (Николая Рыбникова) знал лично. Но в первый раз эту фамилию я увидел на диске "Классика русского шансона. Том 6" в разделе "Архивы 60-х годов". Голос там явно не его". Действительно, запись на этом компакте к Рыбникову не имеет никакого отношения, а "Фонарики" он все-таки пел, но не на пленке, а… в кинофильме. В 1961 году вышла на экраны страны картина "Гибель империи", Рыбников играет в нем уголовника, который по ходу действия сидит в тюрьме, где и "исполняет" эту песню. Между прочим, тот же С. Чигрин рассказывал, что его хороший приятель был знаком с женой артиста и интересовался у нее: были у Рыбникова записи блатных песен или нет? На что та категорически отвечала: "Нет!".

С Юрием Владимировичем Никулиным несколько другая история. В фильме "Операция "Ы" он мастерски исполнил "Постой, паровоз…". А в 90-е неоднократно исполнял подобные песни в "Нашей гавани" и "Белом попугае". Уже после его смерти появились рассказы о том, что то ли в 60-е, то ли позднее спел он под какой-то оркестрик неприличные частушки… Да и вообще, мол, и другие его записи были… Не знаю по поводу "других", а частушки эти нашел я… Вот только поет их совершенно другой человек, хотя голос на никулинский чем-то и смахивает.
Никулин, Рыбников, Водяной. Все они были (ах, это слово "были"…) замечательными артистами, а, кроме того, знатоками и любителями неподцензурной песни. Все они пели (хотя бы раз) такие песни в кинофильмах (о Рыбникове и Никулине я уже упоминал. А Водяной несравненно пел "за Одессу" в "Свадьбе в Малиновке"). Может быть, именно эти роли и дали толчок к созданию в народе легенд о великих артистах – исполнителях блатных песен? А, возможно, приложили руку к этому и пародисты. До сих пор, например, домашние записи Г. Рахлина выдают за "неизвестного Утесова". А перепиши старые пленки несколько десятков раз и не то еще будет! Владимир Шандриков рассказывал, что в те далекие годы некоторые горе-деятели сознательно искажали его записи, изменяя скорость, и выдавали потом за Высоцкого… "Так что? – спросит читатель, – не было ничего? Не записывали любимые артисты ничего такого?" Да я и сам не знаю… Но в глубине души надеюсь, что неверны все мои построения и найдутся, обязательно найдутся те самые, старые-старые пленки.

© Игорь ЕФИМОВ,  г. Киев, 13-19.09.2002 г.

 

Хочется немного дополнить этот материал – осветить еще одну причину появления этих живучих слухов о записях блатняка в исполнении известных артистов.

Артисты – люди светские! Вращаются в разных кругах на разных культурных мероприятиях... ну, уж скажем по-русски – на пьянках. А наши люди в этих ситуациях обязательно поют! Учитывая популярность блатных песен в 50-е – 60-е, – легко предположить, что этот жанр наши великие тоже не забывали. К тому же многие из знаменитых артистов не просто пели, а здорово пели! И именно в этом жанре. Ведь в блатной песне главное не техника вокала, а драматургия исполнения – так кому ж это делать лучше, чем артистам?

Наверняка рассказы об этом пошли в народ... а там уж и до "записей" недалеко.

Но насчет записей был совершенно особый момент. Известные артисты писались как раз очень неохотно, просто отказывались, и все! Почему? – ну, советским людям объяснять не надо. Несмотря на то, что эпоха была уже относительно либеральная. Да, госбезопасность, конечно, этим не занималась. А родной партком? В общем, известная мерзость, подробно расписывать ни к чему. Но итог печален – записей, действительно, почти не делалось... Таких отчаянных, как Виктор Темнов, было немного.

Известна история, рассказанная Александром Хочинским, (тоже, кстати, поющим артистом) о Юрии Каморном. Каморный не просто пел бардовские и народные песни, – он благодаря своей гитаре был желанным гостем во всех компаниях, и на всех мероприятиях. Да и вообще – в обывательских сплетнях он остался изрядным плейбоем, плохо кончившим. Но дело не в этом. Так вот, Каморного тоже долго уговаривали записаться, но безуспешно. И только один раз его вдруг что-то "толкнуло", и он сам изъявил желание сделать запись, записывался у одного знакомого коллекционера всю ночь, на одном дыхании... Правда, блатных песен на этой записи все же не было.

 


на главную

© I.Efimov