ИЗ ИСТОРИИ ПОДПОЛЬНОЙ МУЗЫКИ
И СОВЕТСКОГО МАГНИТИЗДАТА

 

 

     

 


 

 

ПЛАГИАТОРОВ – К ОТВЕТУ?

 

Несколько лет назад Игорем Ефимовым была написана статья о предполагаемом авторе песни "Подол". Вкратце – речь там идёт о том, что в 1992 году в Киеве объявилось целых два автора (вернее – претендента на авторство) песни "Без Подола Киев невозможен" – Юрий Морозов и Леонид Духовный. Оба предъявляли справки об авторстве из РАПП, подписанные одним и тем же чиновником. В итоге редакция киевской газеты, к которой аппелировали оба претендента, сказала, что если уже сами киевские евреи не могут разобраться, кто написал песню, то она (редакция) и подавно.

Продолжение этой истории осталось в тумане. По крайней мере, о судебном решении, ежели таковое и состоялось, общественность проинформирована плохо.

Впрочем, мы отвлеклись от статьи. Далее там приводятся убедительные доказательства того, что автором этой песни является Григорий Бальбер. Который, кстати, в недавнем телефонном разговоре с Игорем Ефимовым подтвердил своё авторство. Однако, доказательства оказались убедительными всё-таки не для всех, потому что в печати время от времени всё равно всплывает в том или ином виде авторство Духовного.

А не так давно тема получила интересное продолжение. Вот письмо, с разрешения автора любезно предоставленное нам сайтом "В нашу гавань заходили корабли":

"Здравствуйте, редакция! Я,Эдуард Чеблатов, могу пролить свет на эту тему. С вашего позволения немного истории. В 1968 году я в связи с женитьбой переехал из Одессы в Киев. С 62 г. я увлекся туризмом, а он тогда был повязан с самодеятельной песней. В Киеве я стал водить в походы своих коллег. Среди них однажды оказался Л. Духовный. Туристских песен он не знал и вначале мне аккомпанировал, а потом разучил песни, и мы стали петь дуэтом. Однажды на туристском слете я познакомился с председателем киевского клуба песни. Так мы попали в клуб и стали выступать на концертах и конкурсах. Мы также организовывали ежегодные поездки коллег зимой в Карпаты, где развлекали народ песнями. Своих песен у нас не было. Пели то, что вылавливали на больших слетах или на конкурсах самодеятельной песни. Мы специализировались на шуточных песнях, что в свое время было высоко оценено. В 1973 году мы стали лауреатами Куйбышевского фестиваля. У меня есть вырезка из журнала "Турист", где среди всего прочего на фото в чайхане я с гитарой (Леонид сидел рядом и в кадр не попал). Однажды наша коллега, которая с нами часто ездила в Карпаты, принесла песню "Подол". Песня нам очень понравилась, но петь "Ох, как нужен пулемет! Может быть тогда поймет тот, кому не сиживать в раю." мы не стали. Сказано это было по поводу тех, кто рушит Подол и строит новые дома, т.е. нашей власти. Духовный эти слова переделал: "Если б дед из яра встал, он, наверное, сказал то же, что и я вам говорю". В конце последнего пропева мы одно время переходили на: "Улица, улица, улица родная Мясоедовская улица моя". Но я как-то натолкнулся на "Подоле" на улицу Константиновскую. Костя – это же уважаемое имя в городе герое Одессе! И мы запели: "...Константиновская улица моя." Вот я и говорю: я присутствовал при вручении Ларисой Булава (инженер-конструктор отдела нестандартного оборудования, НПОВПКТИ "Стройдормаш") текста песни "Подол", и разучивал вместе с Духовным. Еще раз повторяю, что с 1968 по 1990 г. выступал с Духовным. А прекратил сотрудничество, да и общение, когда столкнулся с многочисленными фактами плагиата, да и просто лжи. Никаких 200 песен он не писал. А на свои тексты от силы 8 песен.
Спасибо за внимание. Успехов Вам.
Э. Чеблатов".

Ну что ж, с Духовным, как будто все ясно... Впрочем, если кто-то имеет возражения по существу рассказанного Эдуардом Чеблатовым, – всегда может их изложить.

Что же касается господина Морозова, то с тех пор о нём просто ничего не было слышно...

Но тут хочется поставить вопрос несколько шире. Как говорил известный исследователь шансона Михаил Дюков – "У каждой песни есть автор, надо только поискать как следует". Хотя в реальности всё, конечно, немного сложнее. Допустим, изначально автор у каждой песни, конечно, есть. Ну и что? Блатные, да и вообще народные песни, кочуя подолгу из уст в уста, изменяются прямо до неузнаваемости, пока устоится какой-то более-менее "канонический" текст. Так что здесь можно говорить разве что о "родоначальнике" песни.

Вероятно, исходя из этого, человек, изменивший пару слов в народной песне, претендует на соавторство, а дописавший куплет – и подавно. Да и пусть – ведь есть же такая формулировка: "песня в обработке такого-то". Хоть народная, хоть конкретного автора. Только это уже никого не устраивает – за "обработку"-то авторских отчислений не получишь...

Однако вернемся к "Подолу". В магнитофонную эпоху всё происходит немного по-другому. Песня уже кочует не изустно, а на ленте, и её изменения можно худо-бедно отследить, и выяснить авторство-соавторство разных вариантов. Да и не так давно она написана, чтоб оторваться от своего настоящего, изначального автора, – Григория Бальбера. Но велик, велик у людей соблазн воспользоваться неразберихой советского подполья, и решить, что концов уже никто не найдёт...

Однако, как бы это странным не показалось, но лозунг "Плагиаторов – к ответу!" нам выдвигать не стоит. Заинтересованные лица могут решать это всё в юридическом порядке. А так... ну кто помешает ушлым людишкам объявлять себя авторами песни, которую не писали; и стричь на этом деньги и славу, или даже просто тешить своё мелкое тщеславие... И ничего в этом страшного – людей обмануть нетрудно, самому поверить в своё вранье, в конце концов, – тоже; "а загробной жизни не существует", ведь правда?

© 2003 г.


на главную

© I.Efimov