СТАТЬИ И РАССКАЗЫ    –––––––    ЧТО ПИСАЛИ В ПРЕССЕ   ––––––    ПЕСНИ И СТИХИ

 


 

 

 

МИСТЕР «РОК-Н-РОЛЛ МЬЮЗИК»

 

Это заметка о замечательном рок-н-рольщике Чаке Берри написана нашим экспертом по классик-року Рувимом Рублевым к юбилею выхода пластинки с первой профессионально записанной вещью Берри – песней "Мэйблин" – 1 июня 1955 года.

 

Композитор Джон Хэнди написал свою знаменитую пьесу "Сент-Луис Блюз" перед Первой мировой войной. До той поры к блюзам отношение было, как и к любым народным песням, мягко говоря, прохладное. До того в нотных изданиях выходили лишь рэг-таймы Скота Джоплина и, если говорить о сугубо джазовых произведениях, то публикация "Сент-Луис Блюза" типографским способом на обычном нотном стане в 1913 г., сравнима лишь с выпуском на виниле "Рок вокруг часов" Билла Хейли.

Ни блюз, ни рок-н-ролл вначале не признавались музыкальным истэблишментом, поэтому обе публикации, как бы приоткрыли шлюзы для будущих музыкальных потоков и одного, и другого направлений. Второе как бы послужило продолжением первого.

В том же Сент-Луисе на 13 лет позже публикации великого блюза родился Чарлз Эдвард Берри или, как его звали с детства "предки", Чак. Его родители Генри и Марта были хористами баптистской церкви, причем у папы был бас, а у мамы – сопрано. Его сестры, а их было целых три штуки, пели и играли на фортепиано, а одна из них, Марта, впоследствии даже записывалась с Чаком. Когда юный музыкант Чак Берри решил перейти с контрабаса на гитару, то прежде всего приобрел испанскую "шестиструнку" и несколько брошюр-самоучителей. Его школьная учительница миссис Джулия Дэвис активно помогала ему в освоении гитарных аккордов, в правильной постановке руки. Выбор музыкального инструмента и первоначальный музыкальный вкус сложились у него под влиянием кумира того времени – Тома Стивенса.

В 1952 г. он уже создал свое первое "комбо" и начал работать в местных клубах Moon-light Bar, Crank Loundge и других. Но это – вечерами, а днем он подрабатывал парикмахером, а иногда – фотографом. Как-то раз во время каникул он поехал в Чикаго, где побывал в ночных клубах и полюбил атмосферу живой ночной музыки...

Но посещение клубов требовало денег, и вот Чак Берри решил подработать в Чикаго в модной парикмахерской для женщин. Устроиться на работу ему удалось – ножницами и гребнем он, как оказалось, владел ничуть не хуже, чем гитарой и контрабасом.

Каково же было его удивление, когда в один прекрасный день к нему в кресло сел завитой черный мужчина и как ни в чем не бывало, попросил "подправить прическу"!..

Но еще больше молодой музыкант-парикмахер удивился, когда он узнал в необычном клиенте самого Мадди Уотерса, короля блюза! Чак чуть не выронил фен из рук!

Мадди, не обращая внимания на молодого парикмахера, расслабился, закрыл глаза и что-то напевал. Чак, разумеется, знал эту его вещь и даже тихонечко подпел ему. Мадди удивленно приоткрыл глаза...

Дальнейшее происходило как в волшебной сказке. Великий Мадди Уотерс привел понравившегося ему Чака на фирму Chees records и, главное, свел "мальчишку" с ее президентом и уговорил устроить прослушивание. Вскорости, а именно 15 мая 1955 г. была произведена первая запись Чака Берри в сопровождении ансамбля The Chess Brothers, после чего с Берри заключили контракт на несколько недолгоиграющих пластинок, поскольку долгоиграющие диски в ту пору еще не появились в продаже, а в обиходе были графитно-шеллачные "синглы" с двумя вещами, одна из которых, как правило, являлась "топовой", а вторая была более или менее "проходной" (называясь при этом "B-Side").

Все рок-н-рольные звезды той поры начинали именно с таких пластинок, которые вращались со скоростью 79,8 оборотов в минуту, а не 33,3, как впоследствии.

Не избежали этого ни Билл Хейли, ни Элвис Пресли, ни Джерри Ли Льюис...

Но вернемся к нашему герою – Чаку Берри. Кончались каникулы, начинался летний семестр, и нужно было возвращаться в колледж, в Сент-Луис, на берега Миссури. Но когда же через две недели вышла его первая пластинка, и он сам услышал ее по радио, уже ничто не могло удерживать его дома.

Чак возвращается в Чикаго. Его первой вещью, прогремевшей при помощи радио от Чикаго до Лос-Анджелеса, явилась легендарная "Maybellene", сразу же поставившая его в один ряд с самыми крупными артистами певцами тех лет. Такие люди, как Махалия Джексон, Элвис Пресли, Бобби Дарин, Скриминг Джей Хоукинск, Джо Турнер, Эдди Кокран и Рэй Чарлз срочно приняли его в свой круг...

Но это случилось несколько позже, а пока Чак начинает работать в ведущих театрах, в крупнейших ночных клубах, на аренах и в крупных аудиториях, где в те годы проходили основные ритм-энд-блюзовые шоу. Он начал выезжать на гастроли и с успехом выступил в Канаде, на Гавайях, в Австралии, на Ямайке и в Мексике. В те годы он был единственным, кто удостоился трижды подряд участвовать в легендарном Super Attractions Big Show of Stars…

В период с 1955 по 1958 годы Чак Берри постоянно входил в перечни лучших певцов и инструменталистов – в так называемую "горячую сотню" (Hot Hundret), а чуть позже показал себя и хорошим киноактером, снявшись в таких рок-н-рольных фильмах, как "Rock, Rock, Rock" и "Go, Johnny, Go!" (именно в этом фильме он впервые исполнил легендарный рок-н-ролл "Johnny В. Good!").

Фурор на всю Америку произвел и показ документального фильма о джазовом фестивале в Ньюпорте, проходившем в 1958 году, где Чак Берри исполнил рискованную по тем временам песенку "Sweet Little Sixteen" и впервые продемонстрировал такую, мягко говоря, своеобразную манеру поведения на сцене, что и сам Элвис Пресли мог бы позавидовать (и наверняка завидовал). Пройдясь вдоль кромки сцены специфический "утиным" шагом, он стал на тот момент "национальным героем №1" в США. Фильм, показанный по всеобщему телевидению, назывался "Jazz On A Summers Day"; его взахлеб смотрела вся Америка (с точки зрения стилистики, сегодня уже не очень понятно, при чем тут "джаз": возможно, Чака пригласили выступить на джазовом форуме не по ошибке, а в целях привлечения большего количества зрителей).

По продуктивности создания очередных шедевров рок-н-ролла Чака Берри можно сравнить только с ньюорлеанским рок-королем Фэтсом Домино, только тот из-за своей полноты никогда не вставал из-за рояля, а Чак Берри вытворял на сцене "утиные шествия", которыми не уставали наслаждаться слушатели и зрители.

Неоценимо значение Чака Берри и для развития британского рок-н-ролла. Его творчество как бы явилось своеобразным мостом между рок-н-рольными культурами Старого и Нового Света. Возможно, что ни БИТЛЗ, ни РОЛЛИНГ СТОУНЗ, ни многих других английских команд никогда бы не было на небосклоне рок-н-ролла, не напиши он своих знаменитых шедевров "Roll over Bethoven" и "Rock'n'roll Music"..

 

© Рувим РУБЛЕВ, "Новое Русское Слово", 8.06.99 г. 

 


© Р.Фукс, И.Ефимов