|
|
▪ СТАТЬИ И РАССКАЗЫ ––––––– ▪ ЧТО ПИСАЛИ В ПРЕССЕ –––––– ▪ ПЕСНИ И СТИХИ |
|
|
МИСТЕР «РОК-Н-РОЛЛ МЬЮЗИК»
Это
заметка о замечательном рок-н-рольщике Чаке Берри написана нашим экспертом по
классик-року Рувимом Рублевым к юбилею выхода пластинки с первой
профессионально записанной вещью Берри – песней "Мэйблин" – 1 июня
1955 года.
Композитор Джон Хэнди написал свою
знаменитую пьесу "Сент-Луис Блюз" перед Первой мировой войной. До той
поры к блюзам отношение было, как и к любым народным песням, мягко говоря,
прохладное. До того в нотных изданиях выходили лишь рэг-таймы Скота Джоплина и,
если говорить о сугубо джазовых произведениях, то публикация "Сент-Луис
Блюза" типографским способом на обычном нотном стане в 1913 г., сравнима
лишь с выпуском на виниле "Рок вокруг часов" Билла Хейли.
Ни блюз, ни рок-н-ролл вначале не
признавались музыкальным истэблишментом, поэтому обе публикации, как бы
приоткрыли шлюзы для будущих музыкальных потоков и одного, и другого
направлений. Второе как бы послужило продолжением первого.
В том же Сент-Луисе на 13 лет позже
публикации великого блюза родился Чарлз Эдвард Берри или, как его звали с
детства "предки", Чак. Его родители Генри и Марта были хористами
баптистской церкви, причем у папы был бас, а у мамы – сопрано. Его сестры, а их
было целых три штуки, пели и играли на фортепиано, а одна из них, Марта,
впоследствии даже записывалась с Чаком. Когда юный музыкант Чак Берри решил
перейти с контрабаса на гитару, то прежде всего приобрел испанскую
"шестиструнку" и несколько брошюр-самоучителей. Его школьная
учительница миссис Джулия Дэвис активно помогала ему в освоении гитарных аккордов,
в правильной постановке руки. Выбор музыкального инструмента и первоначальный
музыкальный вкус сложились у него под влиянием кумира того времени – Тома
Стивенса.
В 1952 г. он уже создал свое первое
"комбо" и начал работать в местных клубах Moon-light Bar, Crank
Loundge и других. Но это – вечерами, а днем он подрабатывал парикмахером, а
иногда – фотографом. Как-то раз во время каникул он поехал в Чикаго, где
побывал в ночных клубах и полюбил атмосферу живой ночной музыки...
Но посещение клубов требовало денег, и вот
Чак Берри решил подработать в Чикаго в модной парикмахерской для женщин.
Устроиться на работу ему удалось – ножницами и гребнем он, как оказалось,
владел ничуть не хуже, чем гитарой и контрабасом.
Каково же было его удивление, когда в один
прекрасный день к нему в кресло сел завитой черный мужчина и как ни в чем не
бывало, попросил "подправить прическу"!..
Но еще больше молодой музыкант-парикмахер
удивился, когда он узнал в необычном клиенте самого Мадди Уотерса, короля
блюза! Чак чуть не выронил фен из рук!
Мадди, не обращая внимания на молодого
парикмахера, расслабился, закрыл глаза и что-то напевал. Чак, разумеется, знал
эту его вещь и даже тихонечко подпел ему. Мадди удивленно приоткрыл глаза...
Дальнейшее происходило как в волшебной
сказке. Великий Мадди Уотерс привел понравившегося ему Чака на фирму Chees
records и, главное, свел "мальчишку" с ее президентом и уговорил
устроить прослушивание. Вскорости, а именно 15 мая 1955 г. была произведена
первая запись Чака Берри в сопровождении ансамбля The Chess Brothers, после
чего с Берри заключили контракт на несколько недолгоиграющих пластинок,
поскольку долгоиграющие диски в ту пору еще не появились в продаже, а в обиходе
были графитно-шеллачные "синглы" с двумя вещами, одна из которых, как
правило, являлась "топовой", а вторая была более или менее
"проходной" (называясь при этом "B-Side").
Все рок-н-рольные звезды той поры начинали
именно с таких пластинок, которые вращались со скоростью 79,8 оборотов в
минуту, а не 33,3, как впоследствии.
Не избежали этого ни Билл Хейли, ни Элвис
Пресли, ни Джерри Ли Льюис...
Но вернемся к нашему герою – Чаку Берри.
Кончались каникулы, начинался летний семестр, и нужно было возвращаться в
колледж, в Сент-Луис, на берега Миссури. Но когда же через две недели вышла его
первая пластинка, и он сам услышал ее по радио, уже ничто не могло удерживать
его дома.
Чак возвращается в Чикаго. Его первой
вещью, прогремевшей при помощи радио от Чикаго до Лос-Анджелеса, явилась
легендарная "Maybellene", сразу же поставившая его в один ряд с
самыми крупными артистами певцами тех лет. Такие люди, как Махалия Джексон,
Элвис Пресли, Бобби Дарин, Скриминг Джей Хоукинск, Джо Турнер, Эдди Кокран и
Рэй Чарлз срочно приняли его в свой круг...
Но это случилось несколько позже, а пока
Чак начинает работать в ведущих театрах, в крупнейших ночных клубах, на аренах
и в крупных аудиториях, где в те годы проходили основные ритм-энд-блюзовые шоу.
Он начал выезжать на гастроли и с успехом выступил в Канаде, на Гавайях, в
Австралии, на Ямайке и в Мексике. В те годы он был единственным, кто удостоился
трижды подряд участвовать в легендарном Super Attractions Big Show of Stars…
В период с 1955 по 1958 годы Чак Берри
постоянно входил в перечни лучших певцов и инструменталистов – в так называемую
"горячую сотню" (Hot Hundret), а чуть позже показал себя и хорошим
киноактером, снявшись в таких рок-н-рольных фильмах, как "Rock, Rock, Rock"
и "Go, Johnny, Go!" (именно в этом фильме он впервые исполнил
легендарный рок-н-ролл "Johnny В. Good!").
Фурор на всю Америку произвел и показ
документального фильма о джазовом фестивале в Ньюпорте, проходившем в 1958
году, где Чак Берри исполнил рискованную по тем временам песенку "Sweet
Little Sixteen" и впервые продемонстрировал такую, мягко говоря,
своеобразную манеру поведения на сцене, что и сам Элвис Пресли мог бы
позавидовать (и наверняка завидовал). Пройдясь вдоль кромки сцены специфический
"утиным" шагом, он стал на тот момент "национальным героем
№1" в США. Фильм, показанный по всеобщему телевидению, назывался
"Jazz On A Summers Day"; его взахлеб смотрела вся Америка (с точки
зрения стилистики, сегодня уже не очень понятно, при чем тут "джаз":
возможно, Чака пригласили выступить на джазовом форуме не по ошибке, а в целях
привлечения большего количества зрителей).
По продуктивности создания очередных
шедевров рок-н-ролла Чака Берри можно сравнить только с ньюорлеанским
рок-королем Фэтсом Домино, только тот из-за своей полноты никогда не вставал
из-за рояля, а Чак Берри вытворял на сцене "утиные шествия", которыми
не уставали наслаждаться слушатели и зрители.
Неоценимо значение Чака Берри и для
развития британского рок-н-ролла. Его творчество как бы явилось своеобразным
мостом между рок-н-рольными культурами Старого и Нового Света. Возможно, что ни
БИТЛЗ, ни РОЛЛИНГ СТОУНЗ, ни многих других английских команд никогда бы не было
на небосклоне рок-н-ролла, не напиши он своих знаменитых шедевров "Roll
over Bethoven" и "Rock'n'roll Music"..
© Рувим РУБЛЕВ, "Новое Русское
Слово", 8.06.99 г.
© Р.Фукс, И.Ефимов