СТАТЬИ И РАССКАЗЫ    –––––––    ЧТО ПИСАЛИ В ПРЕССЕ   ––––––    ПЕСНИ И СТИХИ

 


 

 

 

ЧЕРНЫЕ РУССКИЕ

 

Отрадно отмечать, что многие музыканты из России достигли больших успехов в эмиграции. Среди них можно назвать и рок-группу "Black Russian", выступления которой имели большой успех на восточном побережье Америки в Лос-Анджелесе. Успех этот выразился прежде всего в том, что известная американская фирма выпустила пластинку, которая так и называется "Black Russian". Это факт уникальный. Музыканты знают, как тяжело преодолеть "кастовость" в любой сфере музыки, будь то классика или джаз, но замкнутость и неприступность мира американской рок-музыки не поддается никакому описанию. Можно привести массу примеров неприятия американскими музыкантами весьма популярных английских солистов и ансамблей "добитлзовской" эпохи, да и многие современные певцы и ансамбли из Англии так и не смогли удостоиться "чести" быть выпущенными на пластинках Америки. Так, американцы не узнали ни об английском короле рок-н-ролла Томми Стиле, ни о Клиффе Ричардсе, ни о многих других, включая знаменитого Энгельберта Хампердинка. Пластинки английского певца Тома Джонса, правда, были выпущены фирмой "Parrot" – филиалом английской фирмы "Decca" в Америке, но особенно сильного впечатления не произвели.

В последнее время американские любители рок-музыки получили возможность покупать пластинки ведущих европейских ансамблей, таких как "АВВА" из Швеции, "Воneу М" из ФРГ, "Queen", "Led Zeppelin", "Pink Floyd" или "The Rolling Stones" из Англии. Всему этому европейская рок-музыка обязана, конечно, легендарному ансамблю "Битлз", который благодаря таланту, яркой творческой индивидуальности каждого исполнителя пробил брешь в стене американского снобизма.

Что касается русской рок-музыки ...

...<несохранившийся фрагмент>...

... благо пел он на великолепном английском языке в манере Литтл Ричарда, Рея Чарлза и Би Би Кинга, вместе взятых; богемного рок-коллектива "Санкт-Петербург" в Ленинграде и ансамблей "Цветы", "Машина времени" и "Високосное лето" в Москве.

Но все это была подпольная музыка, вытаскиваемая властями на официальные фестивали только тогда, когда нужно было показать перед Западом, что и СССР "не хуже других". Когда же на командных высотах соц. искусства поняли окончательно, что рок-музыку не остановить никакими препонами и запретами, что она есть и развивается вне зависимости от желания или нежелания ее признавать, было, наконец, принято решение создавать официальные рок-ансамбли, переименовав их для порядка в "вокально-инструментальные ансамбли", как в свое время переименовали джаз в "эстрадную музыку".

Начали появляться на советской эстраде многочисленные вокально-инструментальные ансамбли, с шаблонными названиями тина "Поющие гитары", "Поющие сердца", "Голубые гитары", "Веселые голоса" и т.д. со столь же шаблонными песнями, посвященными "подвигам молодых строителей коммунизма". Первоначально ядро этих ансамблей составили самодеятельные, но талантливые музыканты из "дворовых команд", как среди молодежи именовались многие подпольные ансамбли. Затем их постепенно вытеснили профессиональные инструменталисты и певцы, которые получали образование не только в музыкальных училищах и консерваториях, но и у радиоприемников во время музыкальных передач западных радиостанций "Голос Америки", Би-Би-Си и других. Эти музыканты очень быстро исчерпывали свои возможности, т. к. цензура жестко контролировала их творчество. Многие были вынуждены уходить. Но что значит для музыканта покинуть ансамбль, уйти из музыки?

...<несохранившийся фрагмент>...

... ансамбля "Волшебники". Решив стать профессиональным музыкантом, он оставил инженерную должность и стал гитаристом оркестра Московского мюзик-холла, где и встретился с Наташей.

Как и всем вновь приехавшим, мечты о профессиональной работе им до поры до времени пришлось отложить. Владимир стал работать охранником, Сергей – лаборантом в химической парфюмерной лаборатории, а Наташа – манекенщицей. Музыкой они занимались дома. Сочиняли новые песни, переводили их тексты на английский язык, вырабатывали свой собственный стиль. По мнению Сергея Капустина, ансамблю более всего подходил стиль так называемого "черного рока", культивируемый на пластинках фирмы "Motown" в Калифорнии. Фирма эта возникла в середине 50-х годов в эпоху наибольшего расцвета негритянских певцов в стиле "Soul", но имела свое собственное направление, называемое тогда "Tamla". Эта фирма прославила такие негритянские коллективы, как "Supremes" или "Temptation"; диски с их записями разошлись многомиллионными тиражами.

Фирме "Motown" и было разрешено показать кое-что из специально написанного для Америки. Для этого нужно было вполне профессионально на уровне американских стандартов исполнить музыку и сделать эталонную запись на магнитную ленту.

Через профсоюзы нью-йоркских музыкантов Сергею удалось установить контакт с вице-президентом фирмы Гаем Коста. Может быть, в этом ему помог не столь давний успех ансамбля "Песняры", выступавшего в сопровождении американской фольклорной группы по всей Америке? А может быть, оригинальность названия "Black Russian" привлекла внимание вице-президента? В самом деле, что это такое "Черный русский?" Кто знает, из каких частиц слагается успех, но когда запись прослушали, музыкантов пригласили в Калифорнию для личного знакомства. Вскоре ансамбль подписал контракт. Пришел успех. На его достижение было затрачено более трех лет. Появилась новая американская рок-группа русского происхождения "Black Russian"...

 

© Рувим РУБЛЕВ, "Новое Русское Слово", 1980-ег.  

 


© Р.Фукс, И.Ефимов