СТАТЬИ И РАССКАЗЫ    –––––––    ЧТО ПИСАЛИ В ПРЕССЕ   ––––––    ПЕСНИ И СТИХИ

 


 

 

 

КРИДЕНС – МУЗЫКА "ВЕШНЕЙ ВОДЫ"

Американская группа с тургеневским названием

 

Наш на диво плодовитый эксперт по классик-року Рувим Рублев огорошил нас новой статьей, но этот раз о великолепной рок-группе вудстокского поколения CREDENCE CLEARWATER REVIVAL. И, хотя статья поступила совсем незадолго до сдачи полосы набор, мы как-то не смогли отставить ее на потом: уж больно много чувств всколыхнули в душе Начальника "Площадки" воспоминания желторотой юности, связанные с КРИДЕНСОМ. Во-первых, когда я был в шестом классе, первым услышанным мною живым выступлением реальной рок-группы была репетиция нашего школьного ансамбля, состоявшего эксклюзивно из десятиклассников и игравшего криденсовские "Уби-Дуби". Во-вторых, гораздо позже, уже в составе настоящей рок-группы, я сделал очень, по-моему, грамотную переделку их же мега-хита "If You Ever See The Rain" (которую, кстати, исполнял в свой первый приезд в Америку...) Ну, и так далее. Короче, КРИДЕНСУ на "Площадке" – зеленая улица!

 

Название этого великого коллектива можно перевести как "Приход Вешних Вод" (помните роман "Вешние воды" у Тургенева?). Если попробовать перевести эту фразочку обратно на английский, может снова получиться "Credence Clearwater Revival" Группу, которую все сокращенно называют "Криденс", была "полусемейным" ансамблем, так как в ней играли два родных брата Фогерти – Джон (вокал и соло-гитара) и Том (ритм-гитара). Они не очень-то между собой ладили и даже играли в разных полулюбительских составах города Сан-Франциско. Они даже не особенно общались друг с другом, но вот случайно встретились на совместном "сейшене" своих команд – "Блю Велветс" и "Холли Вогс". Произошла солидная "рубка мяса" – брызги так и летели в стороны... Одна из них (брызг) возьми и попади на ухо человеку, сидевшему в глубине зала. Звали его Сол Зенц, и он когда-то вместе рос с братьями Фогерти. Вот такое стечение обстоятельств.

Ну, после совместной рубки пригласил он обоих в бар, и там выяснилось, что он владелец небольшой фирмы грампластинок с голубенькой этикеткой под завлекающим названием "Фэнтази" и сейчас как раз бьется над проблемой, как увеличить свой бизнес. До сих пор он пробавлялся выпуском этнической продукции, выпуская диски по заказу, но дела последнее время шли все хуже и хуже, заказчики поразбрелись по более крупным фирмам, короче, что-то нужно было делать.

Откровенно говоря, рок-музыку Сол не любил и длинноволосых музыкантов сторонился. На сейшен он пришел в надежде набрести на какую-нибудь свежую идею, которая была бы ему по карману. Узнав все это, братцы Фогерти, позабыв, что уже сами не виделись пару-тройку месяцев и то, что в настоящее время они играют в соперничающих "бандах", враз предложили Солу свои услуги в деле создания новой команды. Остальных музыкантов пригласили из своих же бэндов. Это были басист Стью Кук и барабанщик Дуг Клиффорд, получивший позже кликуху "Космо". Сол 3енц был парнем интеллигентным, перед этим как раз прочитал у русского писателя Ивана Тургенева роман под странным названием "Вешние Воды", которое звучало по-английски немного длинновато, но впечатляло. Он его и предложил, поскольку надо было что-то записать в контракте, а самим ребятам-музыкантам было все по фонарю. Воды, так воды, лишь бы не мен..., извините, не минеральные.

Шутки шутками, а репетиции начались на квартире у Космо, поскольку у того была двухбедрумная, а все остальные ютились в студиях. Ребята, когда подписывали контракт, особенно его не изучали, а Сол, не будь дураком, туда такого напихал, что когда позже его начали изучать адвокаты, они даже и за голову не хватались, а просто глубокомысленно крутили пальцами у виска. Несмотря ни на что, музыка у ребят стала получаться просто отпадная. Во-первых, откуда ни возьмись, вырос новый, совершенно уникальный саунд. Так как команды-то изначально были разные, то и общий стиль получился смешанным. Вышла как бы сильно "утяжеленная" смесь традиционного рок-н-ролла и ритм-энд-блюза. Год ушел на репетиции, за которые Сол не платил ребятам почти ничего. Хорошо еще, раскошелился на приличный для того времени "аппарат".

Наконец, в 1968 году вышел первый диск, который буквально потряс всех не только длинным названием группы, но и великолепной музыкой. Заглавная вещь его, "Сьюзи Кью", посвященная девушке Джона Фогерти, буквально ворвалась в хит-парады, за ней последовали и все остальные песни дебютного альбома. Когда ребята отправились в серию турне, чтобы "обкатать" новый альбом, публика принимала их "на ура!". Появились большие деньги, но почти все забирал себе Сол Зенц. Все же дышать стало уже легче: ребята смогли поменять квартиры и зажить по-человечески. Следующий диск "Bayou Country" принес новый успех и новый хит "Proud Marry", на сей раз посвященный другой девушке Джона. Это уже был как бы синтез хард-рока с мелодикой стиля "соул". Альбомы – как первый, так и второй, – разошлись многомиллионными тиражами. Критика была весьма благосклонна к ансамблю и даже придумала название для их синтетического стиля – "Swamp rock" или, попросту, болотный рок.

Отныне каждая новая вещь Криденс становилась хитом. В этом же году выходит еще один альбом – "Green River". Успех нарастает лавинообразно. Пожалуй, такими крутыми тиражами в то время не могла похвастаться ни одна команда. Никаких гастролей, никаких обкаток новых дисков больше было не нужно. Публика буквально "смотрела в рот" Джону Фогерти с его уникальным обаятельным "форсажем" голоса и ждала: что же он еще споет? До конца года они успевают выпустить еще один диск – "Willie and The Poor Boys", который тоже был обречен на успех. В следующем году они выпустили всего один диск: "Cosmo's factory". На обложке запечатлена комната в квартире Дуга Клиффорда, где они познали истинное счастье музыканта – находиться в гуще звуковых колебаний, ими же и организованных. Альбом имел уже "приевшийся" успех, который уже даже и не особо радовал. Казалось, что так будет всегда, тогда чего ж зря надрываться на репетициях и в студии звукозаписи? Затем через год вышел "Pendulum" – "Маятник", который все еще сохранял инерцию успеха.

Диск опять хорошо продался, и им даже удалось вырвать кое-какие супер-деньги у Сола, но адвокаты забрали себе хороший кусок. Наконец, пришел 1972 год и вышел их последние диск – "Mardis Gras", но они тогда еще не знали, что он последний. Неизвестно, кто был виноват, но критика его не приняла, хотя публика покупала его все еще неплохо. Ребята обиделись, неизвестно на кого: то ли на критику, то ли на себя самих за свою непрактичность, то ли друг на друга. Короче, разругались и решили расстаться. Контракт кончился, кайф прошел. А деньги? Их по-прежнему не было (и нет до сих пор ни у одного из четверых, кроме, разве что, Джона, который сделал какую-никакую сольную карьеру). Но у всех у нас есть музыка КРИДЕНС. Вечная музыка...

 

© Рувим РУБЛЕВ, "Новое Русское Слово", 18.06.99 г. 

 


© Р.Фукс, И.Ефимов