ЧТО ПИСАЛИ В ПРЕССЕ    –––––––    СТАТЬИ И РАССКАЗЫ   ––––––    ПЕСНИ И СТИХИ

 


 

 

 

КРУТОЙ  ДОРОЖКОЙ  ЭДИСОНА

 

В день, когда автограф Джона Леннона на пластинке, оставленный за 5 часов до убийства ушел с молотка за пол миллиона долларов, петербуржский эмигрант в Америке, Рудольф Соловьев, приобрел рисунок руки легендарного маэстро всего за 50 американских долларов.

Экспонаты этого частного музея не имеют цены. В 1977 году отец советского рок-н-ролла, Рудольф Соловьев, получил самый дорогой подарок – именные часы от Элвиса Пресли. Изучать историю рок-н-ролла 1950-80-х годов ему помогают музыкальные артефакты легендарных людей планеты: часы и фуражка Элвиса Пресли, рисунки Джона Леннона, старинные некогда запрещенные пластинки, за хранение которых можно было «пойти по этапу», и конечно гитары бардов.

 

Фуксовый блюз

Рудольф Соловьев, он же Фукс, он же Рувим Рублев – коллекционер музыкальных артефактов, автор стихов к песням Шуфутинского, Северного, Братьев Жемчужных, ставших народными песнями «Тетя Хая», «7:40», «Сингарелла», издатель российских виниловых пластинок в Америке. Рудольф Соловьев интересуется всем, что связывает истинного меломана с историей зарождения нового формата музыки. Его уникальная коллекция берет свое начало в конце 1950-х. В собрании около 2000 пластинок, старинные гитары, мандолины, аппараты звукозаписи и конечно личные вещи известных музыкантов, со многими из которых он сотрудничал и дружил долгие годы. Большую часть коллекции занимают пластинки с песнями советских эмигрантов, есть классическая и зарубежная музыка начала 1960-конца 1980 годов.

– Эта уже шестая по счету коллекция пластинок, – признается Рудольф, – все предыдущие у меня отобрали в ходе проверок КГБ и были потеряны из-за переездов из Петербурга в Нью-Йорк и обратно.

Это не квартира меломана, а настоящая кладовая с драгоценностями полувекового музыкального мира. Вот огромный стеллаж, посвященный истории отечественной звукозаписи, от пола до потолка забитый раритетными предметами. Здесь и первый фонограф, и граммофон, и патефон, станок для механической звукозаписи, катушечный, кассетный, дисковый магнитофон и, конечно, цифровая звукозапись. Каждый предмет в этом доме хранит свою историю.

Музыка из-под полы

Рок-н-ролл оказал значительное влияние на общество середины прошлого века. В 1957 году Рудольф Фукс (Соловьев) организовал и возглавил подпольный клуб рок-н-ролла. В полуподвальном помещении современная молодежь мечтала о свободном западе и слушала запрещенные в те времена зарубежные песни. «Подпольной» культурой тайно увлекались самые образованные и приличные люди. Именно там, в клубе ребята узнали об одном из основоположников рок-н-ролла, Билли Хейли, который 12 апреля 1954 года вместе с легендарным ансамблем «Comets» записал дебютную пластинку «Rock around the clock». Музыкальный артефакт открыл неизвестный в то время стиль «буги», кроме популярных направлений кантри, свинг и кантри-вестерн появился стиль рок-н-ролл. Интересно, но слово «рок-н-ролл» сами музыканты на пластинках писали по-разному. Юным меломанам было крайне интересно все, что связывало их с музыкой по ту сторону «железного занавеса». Друзья даже изобрели первый в нашей стране самодельный звукозаписывающий аппарат, вместо пластинок они придумали использовать рентгеновские снимки. Так, появилось известное в народе выражение «Музыка на ребрах» – в буквально смысле «эдиссоновские» записи, сделанные на ненужных медикам снимках ребер советских граждан. Неформальный рок-н-ролл клуб просуществовал всего три года до тех пор, пока в общество не влился «шпион» из КГБ и тайное музыкальное общество не накрыли.

Часы от Элвиса.

В начале 1960-х предприимчивый Рудольф Фукс отыскал почтовый адрес клуба поклонников Элвиса Пресли в Америке и с помощью своего друга, который ездил в командировку заграницу, отправил письмо с рассказом о любителях рок-н-ролла в далеком Союзе. Через полгода неожиданно для себя Фукс получает ответ от клуба, напечатанный на машинке с автографом самого Элвиса. Во время обыска клуба конфисковали все, что было связано с неправильными увлечениями молодежи и в том числе и письмо. Досадная несправедливость была исправлена в 1977 году, когда Фукс впервые приехал в США. Незадолго до своей смерти Пресли собрал поклонников со всего мира, с которыми он переписывался в разные годы. Приглашение получил и наш коллекционер. Полторы тысячи долларов выслали Фуксу на поездку в Штаты. Всем собравшимся конечно не позволили прикоснуться к легенде мирового рок-н-ролла, но организовали встречу с исполнителем и подарили именные часы с гравировкой в знак уважения от Элвиса Пресли. В 1979 году Фукса попросили «покинуть» СССР и он эмигрировал в Америку. В течение 20 лет возглавлял звукозаписывающую компанию «Kismet Record Co», издал десятки пластинок русских эмигрантов, первый диск Аркадия Северного, дебютную пластинку «Машины Времени», первые восемь долгоиграющих пластинок Высоцкого, написал известные «шансоновские» песни, продюсировал и был сопричастен музыкальной бизнес-индустрии по ту сторону океана, ни на минуту не забывая о родине. Кроме того, принимал участие в издании первых двух сборников стихов и песен Высоцкого, которые вышли до сборника «Нерв».

Ради музыки он два года сидел в тюрьме, но до сих пор остался верен своим идеям и творчеству. Его проекты «Про.рок* Моисей», «Gogol Bordello» и «Black Mama» в стиле панк-рок, «Moogie-doogie» в стиле джексон фай и многие другие. Рудольф Фукс – необычный коллекционер, его собрание – это не просто музейная картотека, состоящая из особо ценных вещей. Артефакты Фукса – уникальные, со своей историей и драмой, такие, которых не сыщешь ни в одном музее и не купишь ни за какие деньги.

Досье:

Соловьев Рудольф Израилевич (псевдоним Рудольф Фукс), коллекционер музыкальных артефактов, собиратель истории рок-н-ролла, автор стихов многих известных песен. Родился 13 августа 1937 года под Ленинградом в семье рабочих, мать домохозяйка, отец инженер. Весной 1943 года с мамой и старшим братом был эвакуирован в Вологду. После окончания школы поступил на вечернее отделение Кораблестроительного Института по специальности «Двигатели внутреннего сгорания». В 1950-ые годы увлекся музыкой и пластинками с подпольными записями рок-н-ролла. В 1957 году организовал и возглавил неформальный тайный клуб рок-н-ролла, просуществовавший всего три года до визита КГБ. В 1964 году поступил в Институт Морского Флота, работал старшим инженером в ЦТКБ «Речного флота» и «Ленпроект». В 1979 году по «заказу» СССР эмигрировал в Америку, где в течение 20 лет возглавлял звукозаписывающую компанию «Kismet Record Co». Автор стихов трех десятков известных «шансоновских» песен, в прошлом продюсер Аркадия Северного, Виктора Слесарева, Валерия Вьюжного. Живет в Петербурге и Нью-Йорке. Увлекается историей музыки и плаваньем. Холост.

 

 

© Ольга Копцева "ИНТЕРБИЗНЕС", 2008 г.

ФОТО статьи

 

––––––––––––––––––––––––––––––––

* – так в тексте статьи

 

 

 


© Р.Фукс