Ленинград, февраль 1975 г.
Первый полномасштабный
оркестровый проект, организованный по замыслу Р. Фукса. Концерт, построенный
на концепции старых одесских песен, с музыкальным сопровождением,
стилизованным под "одесский джаз". "Идейными предтечами"
этого концерта были запись
под аккордеон и ф-но и "Репетиция" у В. Васильева. Ансамбль, собранный В.
Васильевым на "репетиции", выступил и на настоящем концерте.
Запись была
сделана в два сеанса ~ 16(23) февраля 1975 г. в актовом зале института
"Ленпроект" (место работы Р. Фукса), по адресу: Пл. Революции (ныне
Троицкая), 3. В концерте
принимали участие: Аркадий Северный – вокал, гитара(?),
"ритм" Александр Резник – пианино Семён Шнейдер – скрипка, эл. гитара Владимир Васильев – бас-гитара Юрий
Иванов – ударные А. Резник,
студент института культуры им. Крупской, работал в то время пианистом в
ресторане гостиницы "Астория". Владимир Васильев и Семен Шнейдер
выступали в ансамбле "Поющие гитары", Юрий Иванов – школьный друг
В. Васильева. Запись производилась В. В. Ефимовым на
магнитофон "Яуза-10" (стерео), и Леонидом Вруцевичем,
заведующим радиорубкой "Ленпроекта", на "Тембр-2"
(моно) Несмотря на то,
что этот концерт сразу оказался одним из самых известных и популярных, история его записи и оригинальный состав и
по сей день содержат немало загадок. См. об этом доп. информацию. |
|
Аркадий Северный, на записи с анс. |
|
Ниже представлена распечатка этого концерта согласно стереофонограмме
В. В. Ефимова.
1
01.
<свист>
– Ну что ты свистишь? Если б я не был в
Санкт-Петербурге, я бы тебе сказал, шо свисти-таки в болт - там дырка есть. А
я-таки в Одессе, и поэтому я могу тебе спеть только песню. В Одессе я родился... (Сл. Р. Фукс)
|
1:57 |
02. – Ну что ж ты меня не узнал, что ли? Я же ж Аркадий Северный! Здравствуйте, моё почтенье, от Аркашки нет спасенья... |
4:07 |
03. Вы хочете песен – их есть у меня... (Сл. Р. Фукс. Первая строчка встречается в пьесе Л. Славина "Интервенция" (1932 г.), и является переделкой строчки из песни Саши Макарова
"Вы просите песен". В репертуаре Юрия Морфесси – запись на
пластинку фирма "Граммофон", Петербург, 1913 год, номер пластинки 4-22437). |
2:35 |
04. На Одессе жил Алёша рыжий... (ориг. песня "Алёша", сл. П. Лещенко, муз. Ж. Корологоса, записи на пластинку: фирма "Колумбия", 1936-37 гг., номер пластинки WHR539.) |
5:41 |
05. Жил я в шумном городе Одесса... |
3:17 |
06. Стоял я раз на стрёме... (сл. А. Левинтон, нач. 1950-х г.г.) |
2:33 |
07. Дамы, господа, других не вижу здесь... (сл. В. Высоцкий, "Куплеты Бенгальского" из к/ф. "Опасные гастроли" 1969 г.) |
2:43 |
08. Алёшка жарил на баяне... (ориг. песня В. Агатова. Использ. мелодия одесской песни 20-х г.г. "Ужасно шумно в доме Шнеерсона") |
2:33 |
09. Мы на занятиях куплеты распевали... |
3:37 |
10. Мой приятель-студент... (смикш.) (Сл. И. Эренбург) |
2:36 |
Этот блок песен продолжительностью 31:39 (одна сторона бобины ORWO В. Ефимова) можно условно считать "первой частью" концерта. Всё последующее было записано через неделю. Подробнее см. доп. информацию.
2
11. Бывало, вспомню я, на волюшке
сидя... (муз. M. Хальм, сл.
П. Лещенко, из репертуара П. Лещенко, пластинка "Columbia" Вена,
1933 г. WHR-503) |
4:05 |
12. Раз в Ростове-на-Дону... |
3:00 |
13. А я один сижу на плинтуаре... (смикш.) |
2:53 |
14. Ах, Йозель, Йозель, старый добрый
Йозель... (сл. Р. Фукс, ориг. песня
– "Yosl", Nellie Casman,
Samuel Steinberg, NY, 1923 г. В муз. обработке А. Цфасмана– фокстрот
"Джозеф", не позднее 1941 г.)
|
2:30 |
15. Шёл трамвай 10-й номер... (упом. в книге И. Ильфа и Е. Петрова "Золотой телёнок", 1931 г.) |
4:46 |
16. Здравствуйте, моё почтенье, к вам пришёл для развлеченья... |
3:51 |
17. Ужасно шумно в доме Шнеерсона... (ориг. текст – М. Ямпольский, 1920 год) |
4:49 |
18. Не смотрите вы так... (сл. Мария Вега (Мария Николаевна Волынцева) 1950-е
г.) |
5:43 |
Продолжительность звучания этой части 31:37
Следующая часть концерта записывалась В. Ефимовым в один день с предыдущей, но уже на другую ленту, вторую сторону ленты "Свема" с записью "Репетиции"
3
19.
<Р. Ф.>
- Счас-таки немножечко мы для вас исполним песенку
из спектакля "Интервенция". Представьте себе Одессу-маму,
восемнадцатый год. Наполненный деклассированным элементом маленький кабачок.
На эстраду поднимается какой-то фраер, который хочет подделаться под блатную
музыку, и начинает петь: "Гром
прогремел, золяция идёть, Губернский розыск
рассылает телеграммы, Що вся
Одесса переполнута з ворами, И що настал
критический момэнт, И заедает
тёмный элемент". (пение) <А. С.> – Слушай, ша!
Шо ты хочешь здесь шо-таки сполнить таки на блатной манер? Ты знаешь таки как
поют натуральные бандиты? Послушайте сюда, маэстро, пару слов. А ну-ка
музычку! Гром прогремел... (Слова (только чётные строфы) В. Высоцкий 1967 год, для к/ф. "Интервенция", 1968 год. Нечётные строфы – одесский фольклор; из пьесы Л. Славина "Интервенция", написанной в 1932 году, музыка С. Слонимский) |
3:44 |
20. В семь-сорок... (Сл. в вариации Р. Фукса) |
3:41 |
21. Помню, помню, помню я... (Старинная каторжанская песня. Здесь использован
проигрыш из мелодии "Песня остаётся с человеком" (1968 г. муз. Арк. Островского, сл. С. Острового), и
нар. евр. мелодия "Yuh, mein
liebe tochter", из реперт. сестёр Бэрри в аранж. А. Эльштейна) |
3:23 |
22. Инструментал |
3:15 |
23. На Дерибасовской... (Сложена в Ростове в конце 1920-х - в начале 1930-х гг. Здесь исполнен одесский вариант текста. Автор слов неизвестен. На мелодию аргентинского танго А. Вилольдо "Эль чокло" ("Колос маиса", первое в мире танго, вышло на пластинках в 1911 г.). Angel G. Villoldo "El Choclo" (не раньше 1898 г.). Впервые появилось на программке выступлений 1903 г. в ресторане "El Americano" в Буэнос-Айресе). |
+ |
24.
(подряд) Как-то
по проспекту... (Первое упоминание
в повести Александра Куприна "Яма" (написана в 1908-1914 гг.), поет
проститутка Катька в борделе Анны Марковны. Время действия - Киев 1890-х гг.) – Утомлённое солнце... (обрыв) |
6:18 |
25.
Люблю я 40
градусов... (Сл. Р. Фукс) |
3:54 |
26. Летит паровоз... (вариант песни, с куплетами, написанными Н. Ивановским. Авторство и происхождение изначального варианта остается спорным) |
7:38 |
27. Клён ты мой опавший... (обрыв)
(Сл. С. Есенин, 1925) |
1:41 |
Итого : 96 минут 50 секунд |
Следует отметить, что с самого начала имели широкое хождение копии этой фонограммы, сделанные Н. Г. Рышковым и С. И. Маклаковым, которые имеют ряд отличий в порядке расположения песен и в их продолжительности.
Монофонический
вариант
Копии монофонограммы Л. Вруцевича в настоящее известны лишь в вариантах, в той или иной степени неполных, или сборных, из которых невозможно сделать заключение о первоначальном составе записи.
Ниже приведена своего рода "реконструкция", составленная на основе имеющихся вариантов монофонограммы.
|
|
Примечания |
|
01. В Одессе я родился... |
1:38 |
Во всех известных моновариантах вступление отсутствует. |
|
02. – Ну что ж ты меня не узнал, что ли? Я же ж Аркадий Северный! Здравствуйте, моё почтенье, от Аркашки нет спасенья... |
4:07 |
|
|
03. Вы хочете песен – их есть у меня... |
2:35 |
|
|
04. На Одессе жил Алёша рыжий... |
5:41 |
|
|
05. Жил я в шумном городе Одесса... |
3:17 |
|
|
06. Стоял я раз на стрёме... |
2:33 |
|
|
07. Дамы, господа, других не вижу здесь... |
2:43 |
|
|
08. Алёшка жарил на баяне... |
2:33 |
|
|
09. Мы на занятиях куплеты распевали... |
3:37 |
|
|
10. Мой приятель-студент... |
2:38 |
В отличие от стерео – без микширования и обрыва. |
|
11. Бывало, вспомню я, на волюшке
сидя... |
4:05 |
|
|
12. Раз в Ростове-на-Дону... |
3:00 |
|
|
13. А я один сижу на плинтуаре... |
3 :09 |
В отличие от стерео (2:53)
– без микширования |
|
14. Ах, Йозель, Йозель, старый добрый Йозель... |
2:26 |
|
|
15. Шёл трамвай 10-й номер... (обрыв.) |
2:51 |
Стерео – без обрыва (4:46) Теоретически здесь могла закончиться одна сторона 90-минутной
бобины |
|
16. Здравствуйте, моё почтенье, к вам пришёл для развлеченья... |
3:51 |
См. *) |
|
17. Ужасно шумно в доме Шнеерсона... |
4:49 |
|
|
18. Не смотрите вы так... |
5:45 |
До конца (на стерео не записано несколько последних нот) |
|
19.
<Р. Ф.>
- Счас-таки немножечко мы для вас исполним песенку
из спектакля "Интервенция". Представьте себе Одессу-маму, восемнадцатый
год. Наполненный деклассированным элементом маленький кабачок. На эстраду
поднимается какой-то фраер, который хочет подделаться под блатную музыку, и
начинает петь: "Гром
прогремел, золяция идёть, Губернский
розыск рассылает телеграммы, Що вся
Одесса переполнута з ворами, И що настал
критический момэнт, И заедает
тёмный элемент". (пение) <А. С.> – Слушай, ша!
Шо ты хочешь здесь шо-таки сполнить таки на блатной манер? Ты знаешь таки как
поют натуральные бандиты? Послушайте сюда, маэстро, пару слов. А ну-ка
музычку! Гром прогремел... |
3:45 |
|
|
20. В семь-сорок... |
3:42 |
Вступительный проигрыш длиннее, чем на стерео, где запись
включена с запозданием |
|
21. Помню, помню, помню я... |
3:22 |
|
|
22. Инструментал |
3:15 |
|
|
23. На Дерибасовской... |
+ |
|
|
24.
(подряд) Как-то
по проспекту... – Утомлённое солнце... (обрыв) |
6:14 |
|
|
|
3:57 |
|
|
26. Летит паровоз... (обрыв) |
2:46 |
Стерео – без обрыва (7:38) |
|
Итого :
88 минут
19 секунд |
* Существует вариант монофонограммы, где перед песней 16. Здравствуйте, моё почтенье, к вам пришёл для развлеченья... звучит вступление:
<свист> – Ну что ты свистишь? Если б я не был не на
Дерибасовской, а в Питере на Невской, я бы сказал: "Свисти в болт, там
дырка есть большая", а здесь я могу только тебе песенку спеть! 0:20
Если на монофонограмме здесь начиналась вторая сторона 90-минутной бобины, то наличие такого вступления вполне объяснимо.
Кроме того, известна ещё одна
песня с этого концерта, записанная в моноварианте –
На
Молдаванке музыка играет...
2:00
Её расположение на фонограмме пока остаётся спорным.
© МАГНИТИЗДАТ
© "Блатной фольклор" 2011