А. Северный  и  анс.  п/у.  А. Резника
"Первый  одесский  концерт"

Ленинград,  февраль 1975 г.


 Первый полномасштабный оркестровый проект, организованный по замыслу Р. Фукса. Концерт, построенный на концепции старых одесских песен, с музыкальным сопровождением, стилизованным под "одесский джаз".

 "Идейными предтечами" этого концерта были запись под аккордеон и ф-но и "Репетиция" у В. Васильева. Ансамбль, собранный В. Васильевым на "репетиции", выступил и на настоящем концерте.

Запись была сделана в два сеанса ~ 16(23) февраля 1975 г. в актовом зале института "Ленпроект" (место работы Р. Фукса), по адресу: Пл. Революции (ныне Троицкая), 3.

В концерте принимали участие:

Аркадий Северный   вокал, гитара(?), "ритм"

Александр Резник – пианино

Семён Шнейдер – скрипка, эл. гитара

Владимир Васильев – бас-гитара

Юрий Иванов – ударные

 А. Резник, студент института культуры им. Крупской, работал в то время пианистом в ресторане гостиницы "Астория". Владимир Васильев и Семен Шнейдер выступали в ансамбле "Поющие гитары", Юрий Иванов – школьный друг В. Васильева.

 Запись производилась В. В. Ефимовым на магнитофон "Яуза-10" (стерео), и Леонидом Вруцевичем, заведующим радиорубкой "Ленпроекта", на "Тембр-2" (моно)

 Несмотря на то, что этот концерт сразу оказался одним из самых известных и популярных,  история его записи и оригинальный состав и по сей день содержат немало загадок. См. об этом доп. информацию.  

 

 

 

Аркадий Северный, на записи с анс.
п/у А. Резника

 

 

 

Ниже представлена распечатка этого концерта согласно стереофонограмме В. В. Ефимова.

1

01. <свист> – Ну что ты свистишь? Если б я не был в Санкт-Петербурге, я бы тебе сказал, шо свисти-таки в болт - там дырка есть. А я-таки в Одессе, и поэтому я могу тебе спеть только песню.

В Одессе я родился... (Сл. Р. Фукс)    
ТХТ

1:57

02. – Ну что ж ты меня не узнал, что ли? Я же ж Аркадий Северный!

Здравствуйте, моё почтенье, от Аркашки нет спасенья...

4:07

03. Вы хочете песен – их есть у меня... (Сл. Р. Фукс. Первая строчка встречается в пьесе Л. Славина "Интервенция" (1932 г.), и является переделкой строчки из песни Саши Макарова "Вы просите песен". В репертуаре Юрия Морфесси – запись на пластинку фирма "Граммофон", Петербург, 1913 год, номер пластинки 4-22437).   
TXT

2:35

04. На Одессе жил Алёша рыжий... (ориг. песня "Алёша", сл. П. Лещенко, муз. Ж. Корологоса, записи на пластинку: фирма "Колумбия", 1936-37 гг., номер пластинки WHR539.)

5:41

05. Жил я в шумном городе Одесса...

3:17

06. Стоял я раз на стрёме... (сл. А. Левинтон, нач. 1950-х г.г.)

2:33

07. Дамы, господа, других не вижу здесь... (сл. В. Высоцкий, "Куплеты Бенгальского" из к/ф. "Опасные гастроли" 1969 г.)

2:43

08. Алёшка жарил на баяне...  (ориг. песня В. Агатова. Использ. мелодия одесской песни 20-х г.г. "Ужасно шумно в доме Шнеерсона")

2:33

09. Мы на занятиях куплеты распевали...

3:37

10. Мой приятель-студент...  (смикш.) (Сл. И. Эренбург)

2:36

Этот блок песен продолжительностью 31:39  (одна сторона бобины ORWO В. Ефимова) можно условно считать "первой частью" концерта. Всё последующее было записано через неделю. Подробнее см. доп. информацию.

 

2

11. Бывало, вспомню я, на волюшке сидя...  (муз. M. Хальм, сл. П. Лещенко, из репертуара П. Лещенко, пластинка "Columbia" Вена, 1933 г. WHR-503)

4:05

12. Раз в Ростове-на-Дону...

3:00

13. А я один сижу на плинтуаре... (смикш.)

2:53

14. Ах, Йозель, Йозель, старый добрый Йозель... (сл. Р. Фукс, ориг. песня – "Yosl",  Nellie Casman, Samuel Steinberg, NY, 1923 г. В муз. обработке А. Цфасмана– фокстрот "Джозеф", не позднее 1941 г.)  
 
ТХТ

2:30

15. Шёл трамвай 10-й номер...  (упом. в книге И. Ильфа и Е. Петрова "Золотой телёнок", 1931 г.)

4:46

16. Здравствуйте, моё почтенье, к вам пришёл для развлеченья...

3:51

17. Ужасно шумно в доме Шнеерсона... (ориг. текст – М. Ямпольский, 1920 год)

4:49

18. Не смотрите вы так... (сл. Мария Вега (Мария Николаевна Волынцева) 1950-е г.)

5:43

Продолжительность звучания этой части 31:37 

Следующая часть концерта записывалась В. Ефимовым в один день с предыдущей, но уже на другую ленту, вторую сторону ленты "Свема" с записью "Репетиции"

3

19. <Р. Ф.> - Счас-таки немножечко мы для вас исполним песенку из спектакля "Интервенция". Представьте себе Одессу-маму, восемнадцатый год. Наполненный деклассированным элементом маленький кабачок. На эстраду поднимается какой-то фраер, который хочет подделаться под блатную музыку, и начинает петь:

"Гром прогремел, золяция идёть,

Губернский розыск рассылает телеграммы,

Що вся Одесса переполнута з ворами,

И що настал критический момэнт,

И заедает тёмный элемент". (пение)

<А. С.>Слушай, ша! Шо ты хочешь здесь шо-таки сполнить таки на блатной манер? Ты знаешь таки как поют натуральные бандиты? Послушайте сюда, маэстро, пару слов. А ну-ка музычку!

Гром прогремел...  (Слова (только чётные строфы) В. Высоцкий 1967 год, для к/ф. "Интервенция", 1968 год. Нечётные строфы – одесский фольклор; из пьесы Л. Славина "Интервенция", написанной в 1932 году, музыка С. Слонимский)

3:44

20. В семь-сорок... (Сл. в вариации Р. Фукса)    
TXT

3:41

21. Помню, помню, помню я... (Старинная каторжанская песня. Здесь использован проигрыш из мелодии "Песня остаётся с человеком" (1968 г.  муз. Арк. Островского, сл. С. Острового), и нар. евр. мелодия "Yuh, mein liebe tochter", из реперт. сестёр Бэрри в аранж. А. Эльштейна)

3:23

22. Инструментал

3:15

23. На Дерибасовской... (Сложена в Ростове в конце 1920-х - в начале 1930-х гг. Здесь исполнен одесский вариант текста. Автор слов неизвестен. На мелодию аргентинского танго А. Вилольдо "Эль чокло" ("Колос маиса", первое в мире танго, вышло на пластинках в 1911 г.). Angel G. Villoldo "El Choclo" (не раньше 1898 г.). Впервые появилось на программке выступлений 1903 г. в ресторане "El Americano" в Буэнос-Айресе).

 

+

24. (подряд) Как-то по проспекту... (Первое упоминание в повести Александра Куприна "Яма" (написана в 1908-1914 гг.), поет проститутка Катька в борделе Анны Марковны. Время действия - Киев 1890-х гг.)

Утомлённое солнце... (обрыв)

6:18

25. Люблю я 40 градусов... (Сл. Р. Фукс)

TXT

3:54

26. Летит паровоз... (вариант песни, с куплетами, написанными Н. Ивановским. Авторство и происхождение изначального варианта остается спорным) 

7:38

27. Клён ты мой опавший... (обрыв) (Сл. С. Есенин, 1925)

1:41

Продолжительность звучания этой части 33:34 

 

 

Итого :    96 минут  50  секунд

Следует отметить, что с самого начала имели широкое хождение копии этой фонограммы, сделанные Н. Г. Рышковым и С. И. Маклаковым, которые имеют ряд отличий в порядке расположения песен и в их продолжительности.

 


Монофонический вариант

Копии монофонограммы Л. Вруцевича в настоящее известны лишь в вариантах, в той или иной степени неполных, или сборных, из которых невозможно сделать заключение о первоначальном составе записи.

Ниже приведена своего рода "реконструкция", составленная на основе имеющихся вариантов монофонограммы.

 

 

 

Примечания

01. В Одессе я родился...

1:38

Во всех известных моновариантах вступление отсутствует.

02. – Ну что ж ты меня не узнал, что ли? Я же ж Аркадий Северный!

Здравствуйте, моё почтенье, от Аркашки нет спасенья...

4:07

 

03. Вы хочете песен – их есть у меня...

2:35

 

04. На Одессе жил Алёша рыжий...

5:41

 

05. Жил я в шумном городе Одесса...

3:17

 

06. Стоял я раз на стрёме...

2:33

 

07. Дамы, господа, других не вижу здесь...

2:43

 

08. Алёшка жарил на баяне... 

2:33

 

09. Мы на занятиях куплеты распевали...

3:37

 

10. Мой приятель-студент... 

2:38

В отличие от стерео – без микширования и обрыва.

11. Бывало, вспомню я, на волюшке сидя... 

4:05

 

12. Раз в Ростове-на-Дону...

3:00

 

13. А я один сижу на плинтуаре...

3 :09

В отличие от стерео (2:53) – без микширования

14. Ах, Йозель, Йозель, старый добрый Йозель...

2:26

 

15. Шёл трамвай 10-й номер...  (обрыв.)

2:51

Стерео – без обрыва (4:46)

Теоретически здесь могла закончиться одна сторона 90-минутной бобины

16. Здравствуйте, моё почтенье, к вам пришёл для развлеченья...

3:51

См. *)

17. Ужасно шумно в доме Шнеерсона...

4:49

 

18. Не смотрите вы так...

5:45

До конца (на стерео не записано несколько последних нот)

19. <Р. Ф.> - Счас-таки немножечко мы для вас исполним песенку из спектакля "Интервенция". Представьте себе Одессу-маму, восемнадцатый год. Наполненный деклассированным элементом маленький кабачок. На эстраду поднимается какой-то фраер, который хочет подделаться под блатную музыку, и начинает петь:

"Гром прогремел, золяция идёть,

Губернский розыск рассылает телеграммы,

Що вся Одесса переполнута з ворами,

И що настал критический момэнт,

И заедает тёмный элемент". (пение)

<А. С.>Слушай, ша! Шо ты хочешь здесь шо-таки сполнить таки на блатной манер? Ты знаешь таки как поют натуральные бандиты? Послушайте сюда, маэстро, пару слов. А ну-ка музычку!

Гром прогремел... 

3:45

 

20. В семь-сорок...

3:42

Вступительный проигрыш длиннее, чем на стерео, где запись включена с запозданием

21. Помню, помню, помню я...

3:22

 

22. Инструментал

3:15

 

23. На Дерибасовской...

+

 

24. (подряд) Как-то по проспекту...

Утомлённое солнце... (обрыв)

6:14

 

25. Люблю я 40 градусов...

3:57

 

26. Летит паровоз...  (обрыв)

2:46

Стерео – без обрыва (7:38)

 

Итого :    88 минут  19  секунд

 

* Существует вариант монофонограммы, где перед песней 16. Здравствуйте, моё почтенье, к вам пришёл для развлеченья...  звучит вступление:

<свист> – Ну что ты свистишь? Если б я не был не на Дерибасовской, а в Питере на Невской, я бы сказал: "Свисти в болт, там дырка есть большая", а здесь я могу только тебе песенку спеть!   0:20

Если на монофонограмме здесь начиналась вторая сторона 90-минутной бобины, то наличие такого вступления вполне объяснимо.

Кроме того, известна ещё одна песня с этого концерта, записанная в моноварианте –
На Молдаванке музыка играет...    2:00

Её расположение на фонограмме пока остаётся спорным.

 

   

СПИСОК  КОНЦЕРТОВ

ГЛАВНАЯ  СТРАНИЦА

©  МАГНИТИЗДАТ

© "Блатной фольклор" 2011