Аркадий  Северный  с  анс. "Братья Жемчужные"
Концерт  "Памяти  Вертинского"

Ленинград,  март 1976 г.


Концерт ансамбля братьев Жемчужных и Аркадия Северного, посвященный памяти А. Н. Вертинского, был записан в марте 1976 года по сценарию Р. И. Фукса.     Организаторы концерта – Р. И. Фукс, С. И. Маклаков и В. Н. Ильин. Запись проиводилась ими, а также В. А. Мазуриным. Концерт был записан в актовом зале НИИ Гриппа, по адресу ул. Профессора Попова, 15/17.

Аркадия Северного доставили на концерт из клиники им. В. М. Бехтерева, где он находился в это время на лечении.

В состав "Братьев Жемчужных" вошли музыканты, уже ранее участвовавшие в записях ансамбля. Музыкальную подготовку концерта осуществлял Евгений Драпкин

В концерте приняли участие:

Аркадий Северный – вокал

Николай Резанов – гитара, вокал

Анатолий Архангельский (?) – ударные

Евгений Драпкин – вокал

Евгений Федоров – скрипка, вокал

Рафаил Рывкин – скрипка

Вячеслав Маслов – бас-гитара, вокал

Владимир Лавров – орган

Виктор Ильин – вокал

 На концерте присутствовали: Дмитрий Калятин, Георгий Толмачев, Евгений Пиджаков, Анатолий Копров, Анатолий Федин, Павел Прохомюк, Ирина Ильина, Тамара-Джан
(по данным М. Ш. Лоова)

Примечательно, что название ансамбля в этом концерте озвучено лишь косвенно – в тексте песни, дописанной после основной программы, и, вероятно, в несохранившемся вступлении (см)

 

Дополнительная информация о концерте

 

 

 

Здание Института Гриппа

Советская пластинка А. Вертинского ("Мелодия", 1969 г.)

 

 

сторона  А

01. – Аркадия на сцену! Давай, Аркадий! Эй! (крики, аплодисменты)

<А. С.> – Мне очень приятно, дорогие друзья, что вы рады меня видеть после моего возвращения с гастролей по Байкало-Амурской магистрали. Как пишут у нас в прессе: я там делал на просторах крутых – БАМ! Но сейчас я вынужден несколько разочаровать вас тем, что петь сегодня сам не собираюсь, а может… очень ограничусь только тем, что буду вести наш сегодняшний концерт, посвященный 85-летию со дня рождения выдающегося русского шансонье Александра Вертинского! Меня часто упрекают, что я заказываю дорогу молодым талантам. Сегодня я вам докажу, что это не так. Итак, представляю вам сегодняшних исполнителей: Евгений Норейко и Евгения Комаровского. Как говорится, сегодня два Жени и один Аркаша расскажут вам про Сашу! То есть, про Александра Вертинского, выдающегося родоначальника блестящей плеяды наших бардов, таких как: Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Александр Галич, Юлий Ким, Александр Городницкий, Юрий Визбор, Евгений Клячкин, Александр Кукин, Александр Лобановский и многих других. Вы заметили, наверное, как много среди перечисленных славных имен авторов по имени Александр. В этом есть что-то мистическое, не правда ли? Как и в тех песнях, что любил петь сам Александр Вертинский. Начать сегодняшний концерт мне бы хотелось с довольно символической песни, написанной ленинградским бардом Рувимом Рублёвым, которая называется "Гимн менестрелям" и посвященной Александру Вертинскому. Итак, "Гимн менестрелей"  исполняется всеми солистами ансамбля.

2:34

02. Мы барды, менестрели, акыны и ашуги… (сл. Р. Фукс) – Р. Фукс, "Братья Жемчужные" и А. Северный    
ТХТ

 3:14

03. <А. С.> – Итак, Александр Вертинский. Но прежде чем приступить к исполнению его шедевров, мне бы хотелось попросить многоуважаемую публику почтить одну традицию Александра Вертинского. Известно, что он не любил аплодисментов. Так давайте же мы их не будем… хлопать, и шуметь после каждой вещи. Итак: "В бананово-лимонном Сингапуре".

– Оставить?

В бананово-лимонном Сингапуре… (сл. А. Вертинский) – Е. Драпкин

 3:47

04. Манит, дымит, зовёет, поёт дорога… ("Палестинское танго", сл. А. Вертинский, 1929 г.) – Е. Драпкин

 4:19

05. В пыльном маленьком городе, где вы были ребёнком… ("Бал Господен", сл. А. Вертинский, 1917 г.)  – Е. Фёдоров

 4:41

06. <А. С.> – А щас исполняется танго "Чужие города".

Принесла случайная молва… (сл. А. Вертинский и Р. Блох) – Е. Драпкин

 4:14

07. Вы оделись вечером кисейно("Бразильский крейсер", сл. И. Северянин) – Е. Драпкин

 4:17

08. Самой верной любви наступает конец… ("Дорогая пропажа", сл. А. Вертинский и М. Волин, 1943 г.) – В. Ильин

 3:53

09. В вечерних ресторанах, Парижских балаганах… ("Жёлтый ангел", сл. А. Вертинский, 1933 г.) – Е. Драпкин

 5:50

10. <А. С.> – А… здесь прислали из публики мне записку, грозят мне расправой, что-то сделать немножечко тёмно… Ну, я решил вам спеть одну песню:

Ночь, Париж, и тусклых фонарей…
( )

 5:35

11. Надоело в песнях душу разбазаривать… ("Песенка о моей жене", сл. А. Вертинский, 1930 г.) – Е. Фёдоров

 3:33

 

Сторона А : 45 минут  57 секунд

 

 

сторона  Б

12. Молись, кунак, в стране чужой… (Записи Вертинского на пластинках "Молись, кунак! (Кавказская песня)" фирм: "Колумбия", Англия, 1932-33 гг., номер пластинки WL 2159 и "Сирена Электро", Варшава, 1932-33 гг., номер пластинки 22883) – Е. Драпкин

3:52

13. Матросы мне пели про остров… ("Матросы", сл. В. Даев)  – Е. Фёдоров

2:38

14. В том краю, где жёлтая крапива… ("В том краю", сл. С. Есенин 1915 г.) – Е. Драпкин

4:12

15. Тихо тянутся сонные дроги… ("В степи Молдаванской", сл. А. Вертинский 1925 г.)

4:41

16. Вы стояли в театре в углу за кулисами… ("За кулисами", сл. А. Вертинский 1916 г.) – Е. Драпкин

2:44

17. – Ну, зачем обрубать? Какие-то голоса женские…(муж. смех)

– Да нормально! Так ты ведь сам предложил… Сам предложил…

– Ну, давай "Татьяну", "Татьяну"…

<А. С.> – Песня посвящается Вере Холодной.

Ваши пальцы пахнут ладаном… (сл. А. Вертинский 1916 г.)

4:44

18. <А. С.> – А теперь Петр Лещенко шлёт привет Александру Вертинскому… Итак: "Татьяна".

Встретились мы в баре ресторана… (сл. и муз. М. Марьяновский) – Е. Драпкин

4:40

19. Три юных пажа покидали… ("Три пажа", сл. Н. Тэффи)

2:59

20. На солнечном пляже в июне… ("Мадам, уже падают листья", сл. А. Вертинский 1930 г.) – Е. Драпкин

3:40

21. <А. С.> – В заключение нашего концерта, посвященного Саше Вертинскому исполняется его любимая вещь "Дорогой длинною".

Ездили на тройках с бубенцами… (сл. К. Подревского, муз. Б. Фомина в обработке А. Вертинского, 1924 г.)

6:26

 

22. <А. С.> – Песня посвящается Володе Мазурину.

<С. М.> – Подожди, подожди, не получается…

<А. С.> – Ну, у тебя, конечно, как всегда, ничего не получается… Песня посвящается Володе Мазурину. Называется "О растратчиков",  и что ещё знает, даже не знаю, о чем… И, начали!

Зачем растратчиков нам брать из Ленинграда…  – А. Северный и Н. Резанов

3:37

23. Ой-ой-ой, по свету много мы катаемся… (переделка песни А. Дулова "Несчастная девчоночка")

2:46

 

Сторона Б : 46 минут  59 секунд

 

Кроме того, существует ещё одна песня с этого концерта

?. Что вы плачете здесь, одинокая глупая девочка… (А. Вертинский, В. Агатов, "Кокаинетка", 1915 г.)  – Е. Фёдоров

2:24

Поскольку полная фонограмма концерта с этой песней в настоящее время в доступных источниках не найдена, её место в концерте можно определить лишь гипотетически. Согласно сценарию Р. Фукса, она должна была исполняться третьей, после "В бананово-лимонном Сингапуре".

Подтвердить или опровергнуть такое размещение на основании хронометража сторон ленты затруднительно. Общая продолжительность концерта с этой песней уже значительно превышает стандартные 90 минут, и можно предположить, что С. И. Маклаков использовал импортную 100-минутную ленту, что было вполне обычно в его практике. В таком случае варианты размещения "Кокаинетки" могут быть самые разные; а кроме того, поскольку в сценарии Фукса имеется ещё несколько песен, не вошедших в общеизвестную фонограмму, нельзя исключить, что могла была записана по крайней мере ещё одна песня.

Однако обращает на себя внимание, что две последних песни (22 и 23) записаны "отдельным номером". По рассказу Р. Фукса, это было сделано специально для С. И. Маклакова, предпочитавшего блатной жанр, – но это должно означать, что вся планируемая часть концерта уже была записана. То, что этот "блатной" фрагмент могли записать на новую ленту – крайне маловероятно. В то же время в этом фрагменте определяется некоторая разница звука по сравнению с остальной частью концерта. Остаётся предположить, что он был записан на другой аппарат (В. А. Мазурина?). В таком случае вопрос об оригинальном составе ленты С. И. Маклакова, а также о кол-ве и порядке песен, исполненных на концерте, остаётся открытым

_____________________________

 

* Существует запись – обрывок вступления, сказанного Р. Фуксом: "Начинаем пятый концерт знаменитого ансамбля Братьев Жемчужных при участи великого исполнителя…", бытующая как вставка-компиляция в фонограммах концерта "Поговори со мною, мама" (записан в апреле 1976 г. С. И. Маклаковым). Однако по всем признакам эта фраза Фукса изначально могла быть записана именно перед концертом "Памяти Вертинского", который и является пятым по счёту в записях ансамбля "Братьев Жемчужных". Правда, в сценариях Р. Фукса присутствует совсем другой "Пятый" концерт Жемчужных, но фонограмма концерта с таким репертуаром не известна. Маловероятно, что он всё-таки был записан, но от него остался лишь вышеуказанный фрагмент.

  

  

СПИСОК КОНЦЕРТОВ

ГЛАВНАЯ  СТРАНИЦА

КОНЦЕРТЫ БРАТЬЕВ ЖЕМЧУЖНЫХ

©  МАГНИТИЗДАТ

© "Блатной фольклор" 2011