|
|
▪ СТАТЬИ И РАССКАЗЫ ––––––– ▪ ЧТО ПИСАЛИ В ПРЕССЕ –––––– ▪ ПЕСНИ И СТИХИ |
|
|
К
ИНТЕРВЬЮ КАНАЛУ "РОССИЯ 24"
14.02.2018
Моему поколению – поколению
детей-блокадников джаз достался в виде пластинок на 78 об/мин от наших
родителей. Само слово "джаз" дошло до нас уже к классу 5-6-му,
конечно, с тех же надписей на этикетках этих пластинок.
По радио первые джазовые мелодии уже в
исполнении отечественных инструментальных трио (Кузнецов и др.) прозвучали чуть
ли не в первые месяцы после ухода И. Сталина из этого мира. Самым первым
истинно джазовым произведение был, конечно, "Сан-Луи блюз" Джона
Хенди, опубликованный первый раз в Чикаго в 1913 г., а дошедший до нашего
слуха, дай Бог памяти, в году 54-м, когда я учился в 9 классе. В том же году я
впервые попал на концерт оркестра Л. О. Утёсова, который добросовестно пытался
играть и петь джаз, были радиопередачи из-за рубежа, джаза по радио, некоторые
из которых усиленно глушились, но всё же их, хоть и частично и иногда, да
удавалось услышать.
Вопрос: почему они глушились? Видимо, потому
что и власть имущие в СССР осознавали всю вредность для них не только в
свободном слове, но и в свободной музыке. Было ли это правомерным? Конечно,
нет, – потому что это только повышало интерес советской публики к подобной
музыке. Как известно, запретный плод сладок.
Сегодня я бы не сказал, что подобные
радиопередачи, выпуск специальных грампластинок, кинофильмов о джазе и прочее
было специальной диверсией с целью развалить советскую систему. Конечно, это
были плоды развития как бы всегда западной культуры, желавшей просветить
"аборигенов" отставшей в этом смысле 1/6 части мира. Дело в том, что
это отставание от популярной на Западе культуры было всегда, начиная от эпохи
вальсов, падекатров и кадрилей. То же самое продолжалось уже в эпоху степа,
фокстрота и чарльстона. Так же сохранялось и некоторое отставание в эпоху
буги-вуги, рок-н-ролла, а ныне – уже рэпа и брейк-данса сегодня.
Вся эта информаторская деятельность
делалась с миссионерской целью: просветить "отсталые" регионы.
Оркестры Бени Гудмана, Дюка Эллингтона, Теда Ливиса и других приезжавших в СССР
джазовых коллективов также несли на себе как бы эту миссионерскую программу.
Была ли она завоевательной? В известном смысле – да. Разваливала ли она
Советский Союз? Думаю, что нет. Советский Союз развалила не музыка, а борьба с
ней. Нельзя бороться с явлениями культуры, чем Культпросвет занимался на протяжении
всей истории Советской власти. Культуру нужно изучать, воспитывать, и потакать
её лучшим образцам. Так происходит всемирное развитие культуры, а Советская
власть рухнула не под давлением потока джаза, а в силу догм, созданных ею.
© Рувим РУБЛЕВ, 2018
В
ответ на Заявление Государственного департамента США 14.02.2018 г.
(ссылка1, ссылка2,
сохранённая
копия)
© Р.Фукс