|
|
▪ ЧТО ПИСАЛИ В ПРЕССЕ ––––––– ▪ СТАТЬИ И РАССКАЗЫ –––––– ▪ ПЕСНИ И СТИХИ |
|
|
МЫ ИЩЕМ ФУКСА, А ФУКС ИЩЕТ СВОЕ СОКРОВИЩЕ
Если о человеке уже пишут в книге, причем не то, чтобы
его упомянули в одном месте, а посвятили ему много страниц, стало быть, человек
этот кое-чего стоит. У меня в руках изданная в этом году в Москве книга
"Аркадий Северный. Две грани одной жизни", написанная Михаилом
Шелегом. В документальной истории о жизни подпольного короля российского
блатняка постоянно упоминается некий Рудольф Фукс. Фукс первым начал делать
магнитофонные записи выступлений Северного, а также писал для него тексты
песен. Среди них ставшая почти народной песня "Аицын-паровоз" на
мотив "Семь-сорок":
Он выйдет из вагона
И двинет вдоль перрона,
На голове его роскошный котелок,
В больших глазах зеленых на восток
Горит одесский огонек.
Шелег, введя в свою историю Рудольфа Фукса,
одновременно ввел в заблуждение читателя. Фукс – это не более чем прозвище,
которым питерские приятели окрестили Рудольфа Соловьева. Лет 15 назад многие
читатели НРСлова знали его под псевдонимом Рувим Рублев. Рублев, приехавший в
Нью-Йорк в 1979 году, писал о советской подпольной музыке, в которой он был
настоящим экспертом.
"В Ленинграде я работал инженером, а
записи были моим хобби. Но здесь у многих хобби стало основным занятием, – рассказывает
Рудольф. – Я приехал в Нью-Йорк в 1979 году. Первым делом я, как интеллигентный
человек, купил НРСлово и тут же наткнулся на рекламу звукозаписывающей компании
"Кисмет". Пластинки Кисмета были у меня еще в России. Я решил сходить
к ним, но, как ни приду, магазин закрыт. Потом мне сказали, что хозяйка Анна
Дмитриевна Корниенко – дама в летах, и открывает свое заведение к обеду. А я
приезжал каждый раз с утра. Наконец мы с ней познакомились и стали встречаться
довольно часто".
"Кисмет" был не просто магазином.
Прямо под ним располагался цех, прессовавший пластинки. Фирма записывала диски
с танцевальными мелодиями, которые исполнял оркестр под управлением покойного
супруга Анны Дмитриевны – Дмитрия Корниенко. В конце 70-х "Кисмету",
что в переводе с какого-то восточного языка означает то ли "удача",
то ли "счастье", ни удача, ни счастье не сопутствовали. Фирма
морально и физически устаревала.
В 1980 году Рудольф, одолжив деньги у
благожелателей, которым запал в душу литературный дар Рувима Рублева, внес
шесть тысяч долларов задатка, став владельцем исторического бизнеса, оцененный
хозяйкой в 25 тысяч долларов.
"Сейчас народ не тот. Сейчас люди
приезжают и говорят: "Так, программист зарабатывает в год 65 тысяч
долларов, иду в программисты". Народ очень меркантильный теперь едет. Мы
ехали за культурой. За тем, чего нас лишили на родине, – рассуждает Рудольф,
прихлебывая кофе за письменным столом в подвале, где когда-то был пластиночный
цех. – Конечно, я мог за те же деньги купить бизнес, который приносил бы мне
более верный доход, но я стремился заполнить те белые пятна на карте российской
культуры, которые существовали в советский период".
Задача представлялась вполне выполнимой,
поскольку Рудольф лично знал многих музыкантов и певцов, которые были загнаны
официальной советской культурой в подполье. До сих пор он с болью вспоминает, как
пропали первые записи Северного, сделанные в пего ленинградской квартире.
Понятно, что вывозить такой товар не разрешали. В это время приятель Рудольфа –
афганский подданный уезжал на родину и вез туда 10 советских холодильников.
Рудольф уговорил его положить записи в холодильники. Он предполагал потом
приехать в Афганистан и забрать их. Куда там! После советского вторжения следы
человека с холодильниками бесследно исчезли.
"Это были совершенно бесценные записи,
– вздыхает Рудольф. – Вторых таких нет",
Неожиданно для себя он нашел другие записи
Северного в архивах радиостанции "Свобода". Некоторые из них были
копиями, сделанными им самим. Он говорил сотрудникам русской службы: "Вы
слышите на записи второй голос? Так это мой голос!"
Став владельцем "Кисмета",
Рудольф понимал, что нужна какая-то экстраординарная мера, которая бы вернула к
жизни хиреющий бизнес. Ему помогало то, что пего псевдоним запомнили многие,
заочно прониклись к нему теплыми чувствами, и были готовы помочь. Среди тех,
кто оказал поддержку, был Сэм Кислин, тогда работавший в манхэттенском
магазине, торговавшем радиоаппаратурой. Сэм дал ему первые магнитофоны, сказав,
что Рудольф может расплачиваться, когда будут деньги.
В 1980 году Рудольф выпустил диск
"Владимир Высоцкий. Концерт в Торонто". Диск стал бестселлером,
принеся ему первый заработок. Всего "Кисмет" выпустил восемь
долгоиграющих пластинок Высоцкого. Заполняя белые пятна российской культуры,
"Кисмет" прессовал на долгоиграющих дисках первые записи Галича,
Розенбаума, и даже "Машины времени".
Рудольф рассказывает, что Макаревич
поначалу хотел предъявить ему иск, но потом оставил эту затею, видимо, осознав,
что "Кисмет", издавая самые популярные диски микроскопическим
тиражом в одну-две тысячи экземпляров, в
большей степени вносит вклад в культуру, чем в свой бюджет. Кончилось тем, что
Макаревич подарил Рудольфу свою книгу с надписью: "Издателю моей первой
пластинки".
В 1989 году владелец Кисмета прибыл на
родину с деловым предложением к фирме "Мелодия" – издать диск
любимого им Аркадия Северного (Северный скончался в апреле 1980 года).
"Представляете, советская фирма в
советское время издала этот диск! Правда, подбор песен был очень строгий. Все
пошло лирически-студенческое, но сам факт, сам факт!"
"Мелодия" расплатилась с
американским бизнесменом дисками. Он привез в Нью-Йорк несколько тысяч первого
официального диска Аркашки. Сейчас у него в магазине остались два его диска,
которые он не продает, называя коллекционными.
После крушения советской власти и вместе с
ней советской цензуры Рудольф снова отправился в Россию. На этот раз
результатом его визита стал выпуск двух компакт дисков уже неподцензурного
Северного и четырех – коллектива "Братьев Жемчужных", работавших с
Северным.
Казалось, что перед "Кисметом"
сейчас откроется возможность больших заработков, которые обещали
многомиллионная российская аудитория и гигантские тиражи. Но не получилось.
Подросшая дочь Аркадия Северного заявила свои права на творческое наследие
папы.
Когда я спрашиваю Рудольфа, почему он не
переквалифицировался и не стал торговать записями современных российских
исполнителей, он говорит: "Понимаете, при советской власти мы могли
тиражировать что угодно, и сколько угодно. Потом Россия подписала международные
законы о копирайте. Это не значит, что там, или здесь пиратов нет, но мне эта
деятельность претит. Я всегда имел своих артистов. Я и сейчас работаю с
несколькими новыми. Так что ждите открытий в мире музыки".
Рудольф в одном похож на своего героя
Аркадия Северного. Для него вопрос о доходах, кажется, стоит на втором месте.
Его можно назвать до известной степени счастливым человеком, поскольку, прожив
в Америке без малого два десятка лет, он имеет счастье заниматься любимым
делом. В конце концов, неважно, как это выглядит со стороны.
"Кисмет", сколько его помнят
представители последних волн иммиграции, находится среди мелких лавок на Ист 14-й улице, между Второй
и Третьей авеню в Манхэттене. От некогда большого магазина осталась очень
скромных размеров лавка древностей, где продается все – от икон и советских
орденов до подержанных фотоаппаратов и саксофонов. Я рассматриваю старую
"Лейку" золотистого цвета, которую хозяин называет
"военно-морской" моделью. Военно-морская модель поразительно
напоминает советский ФЭД с самодельной "приборной доской", где вполне
аккуратно выгравировано название знаменитой немецкой фирмы.
"Понимаете, – объясняет Соловьев, он
же Рублев, он же Фукс, – на каждый товар находится свой покупатель. Это – закон.
Вещь может лежать годами, но потом приходит какой-то коллекционер и видит то,
что он искал всю жизнь. Вы думаете, что мне сложно было бы навести здесь
порядок, и все модернизировать? Но это никому не надо. Американцы любят именно
такие места, куда можно прийти, порыться в пыльном хламе и найти свое сокровище
по доступной цене. Но для меня это сейчас второстепенно. У меня такое ощущение,
что "Кисмет" сейчас ждет второе рождение именно как фирму
звукозаписи".
Может быть, Рудольф и прав. Главное, только
найти в залежах наших иммигрантских талантов свое сокровище.
© В. Ярмолинец,
"Новое Русское Слово", 1997 г.
© Р.Фукс, И.Ефимов