|
|
▪ СТАТЬИ И РАССКАЗЫ ––––––– ▪ ЧТО ПИСАЛИ В ПРЕССЕ –––––– ▪ ПЕСНИ И СТИХИ
|
|
|
НАСТОЯЩИЙ РОК-Н-РОЛЛ
(Начало на "Площадке" от 1 сентября)
"Большой Железный Колокол" – так
назвал себя этот осколок "Санкт-Петербурга" в составе вокалиста
Николая Корзинина, Виктора Ковалева – бас-гитара, Никиты Зайцева – гитара и
скрипка, пианиста Сергея Курехина и Михаила Кордюкова, ударные. Позже Михаил
Кордюков получил известность и как один из самых популярных диск-жокеев
Ленинграда. Много лет затем он проработал на радио "Либерти", вещая
на Россию вое новости рок-музыки и интересно комментируя их.
После очень удачного дебюта "Большой
Железный Колокол" стал, можно сказать, самой популярной рок-группой
города. Произошло это в 1974 году, и через несколько лет удачных выступлений
группу стали именовать просто "Колокол". Первоначальному успеху
группы содействовало, помимо хорошей игры участников ансамбля, и великолепная,
полная новейших идей, игра пианиста Сергея Курехина. Начинал он свою музыкальную
карьеру незадолго до образования "Колокола" в самодеятельной
рок-группе "Пост".
В то же самое время Владимир Рекшан,
создатель "Санкт-Петербурга", и не думал складывать свое
рок-н-рольное оружие. Вместе со своим последним верным бойцом, Никитой
Лызловым, который хоть и уступал несколько в технике юному гению Курехину, но
был-таки отменным пианистом, он набрал других рок-н-рольных рекрутов, и вот
обновленный состав "СПБ", словно наполеоновская гвардия, решил дать
новый бой на сцене рок-н-ролла.
Несмотря на то, что бой весной 1974 года
был, можно сказать, проигран и группа вновь распалась на десять последующих
лет, Рекшан и "СПБ" оказали огромное влияние на все развитие
питерского рока, а вместе с тем – и всего российского рок-н-ролла. В течение
этих 10-ти рок-н-рольных лет бойцы Рекшана неоднократно пытались встать в
полный рост в окопах музыкального небытия, но каждый раз были вынуждены вновь
залечь под шквальным огнем критики. Наконец, отказавшись от столь громкого
названия – "Санкт-Петербург", – они решили выступить под призрачным
именем "Город". Произошло это уже в промежутке между 82-м и 83-м гг.,
и опять-таки атака захлебнулась.
Были, конечно, и удачные "бои", и
рейды по тылам других групп и городов, но только к 1987 году, когда в состав
после 13-летнего отсутствия вернулся Никита Зайцев (играющий также в ДДТ и
успевший отпахать срок на зоне за наркотики), группа наконец достигла своего
звездного звучания.
Это в полной мере отразилось на серии их
концертов, объединенных общим названием "Comeback". Началась серия на
рок-н-рольном фестивале в Доме культуры железнодорожников, где группа была
поставлена в заранее невыгодное положение: они должны были открывать фестиваль,
а значит, быть подавляемы в головах слушателей всеми последующими
напластованиями впечатлений от ансамблей модных и более оснащенных.
Но, если кто и надеялся, что
"старички" подкачают, то они были разочарованы в своих надеждах – с
первого же номера группа "Город" (экс-"Санкт-Петербург")
выплеснула в зал, набитый до отказа, в основном, молодыми любителями
рок-н-ролла, такой могучий врыв энергии, что все, кто выступал после них,
выглядели заметно бледнее.
Музыканты вошли в такой раж, что струны на
гитарах рвались одна за другой, но их старая музыкальная подготовка сказывалась
даже в том, что номера не останавливались, а струны на гитарах
восстанавливались по ходу игры. Впервые в Питере такой "номер" со
сменой лопнувших гитарных струн по ходу выступления продемонстрировал
приехавший на гастроли Король Блюза Би Би Кинг, но ему было много легче,
поскольку запасные струны у него всегда имелись в кармане. В случае же
экс-"Санкт-Петербурга" дело обстояло сложнее, так как у Никиты
Зайцева никаких запасных струн в карманах не водилось, поэтому за струнами
бегал "освобожденный" член группы, экс-барабанщик и пианист,
"Никита №2" – Лызлов, без пяти минут доктор наук, не погнушавшийся
быть на побегушках у бывшего зека "Никиты №1" – Зайцева.
Музыкальный магазин хоть и был неподалеку,
но все равно пробежка занимала не менее 10 минут, а останавливаться в момент
исполнения номера было нельзя, поскольку могли попросту смять наступающие на
пятки команды молодых рокеров, посему "Никита №1" отбрасывал свою
дымящуюся гитару с оборванной первой струной, хватался за свою верную скрипку и
выдавал на ней такие соляги, что в этот момент даже великий скрипач-джазист
Стивен Графелли мог бы ему уж если не позавидовать, то искренно
посочувствовать.
Пальцы у Никиты Зайцева несколько
подзакорели, ибо рукоятка лесоповального топора и скрипичный смычок – это не
совсем одно и то же, посему, когда полетела уже вторая тонкая струна, он даже
не стал снимать гитару с груди, а просто перебросил ее на ремне за спину.
Скрипку со смычком ему поднесли, словно стакан с водкой, и опять Стивен
Графелли начинал меркнуть на глазах...
И этим не ограничилось: два последующие
раза, когда "летели" струны, "Никита №1" перебрасывал
гитару за спину, и Лызлов умудрялся менять и настраивать струну, находясь за
его спиной и улавливая верный тон настройки в этом кажущемся хаосе звуков.
Заведенный все этим донельзя Владимир Рекшан сорвал пением свои голосовые
связки и, так как петь больше не мог, решил показать молодым, что еще есть
порох в рок-н-рольных пороховницах: выскочив на авансцену, по пояс обнаженный,
он схватил два кирпича, валявшиеся там в виде импровизированных грузов для
микрофонных стоек и, положив их один за другим на колено, перерубил
каратистским ударом ребра ладони.
И все это – в такт громоподобной коде.
Осколки кирпичей полетели в стороны веером. Кое-кому в передних рядах пришлось
уворачиваться, а вот один из ламповых усилителей на сцене не выдержал
"артобстрела", и концерт таки пришлось остановить и объявить перерыв.
"Город" еще потом много выступал
на концертах, ездил на гастроли и участвовал в фестивалях. Основатель и
бессменный руководитель "Санкт-Петербурга" Владимир Рекшан проявил
себя и как писатель, и как воспитатель начинающих рок-текстовиков, и просто как
композитор, записав звуковую дорожку к кинофильму "Панцирь", в титрах
которого значится все тот же славный "Санкт-Петербург".
Полнометражный фильм о
"Санкт-Петербурге" был снят в 1986 г. ПО "Видеофильм".
Тогда же их эстафету по части названия "Санкт-Петербург" принял один
из отколовшихся от "Ленфильма" творческих коллективов, назвав себя
ЛПТО "Санкт-Петербург". Это было, так сказать, законное заимствование
названия, а из явно незаконных заимствований известна группа
"Лже-Санкт-Петербург", а затем даже и "Лже-Санкт-Петербург-2",
так что смутное время в России выражается не только в лихих беспределах, но и в
лже-именах...
© Рувим Рублев,
"Новое Русское Слово" 04.09.1999 г.
© Р.Фукс, И.Ефимов