|
|
▪ СТАТЬИ И РАССКАЗЫ ––––––– ▪ ЧТО ПИСАЛИ В ПРЕССЕ –––––– ▪ ПЕСНИ И СТИХИ
|
|
|
Хочу поблагодарить вас за первую в истории
российской журналистики правдивую информацию об Элвисе Пресли. Я был и остаюсь
рьяным коллекционером рок-музыки от самого ее зарождения. И к тому же,
наверное, единственным человеком в бывшем Союзе, который держал в руках письмо
лично от Элвиса. Начиналось оно словами "Дорогой Руди" и
заканчивалось – "Ваш друг Элвис Пресли", что и дает мне основание
считать его другом.
Предшествовала тому письму целая история.
Было это во второй половине 50-х, когда звезда Элвиса уже ярко сияла на
небосклоне американской поп-музыки. Он еще не был женат, хотя его будущая жена
Присцилла, которой было всего 14 лет, уже жила у него после возвращения Элвиса
из Германии, где он прослужил два года в танковых войсках. Им еще предстояло
прожить в друзьях несколько лет, пока по американскому закону они смогли бы
официально вступить в брак. А до той поры, как справедливо отмечено в вашей
публикации, между ними ничего "такого" не было да и быть не могло –
Элвис вырос в пуританской семье, где был воспитан в уважении к женщине, живущей
в его доме, хоть и на правах невесты. С другой стороны, она была дочерью его
ближайшего армейского начальника, в доме которого в Германии он бывал. Там он и
познакомился с Присциллой. А его будущий тесть за два года службы имел
возможность изучить Элвиса настолько, что смог без всяких колебаний доверить
ему свою дочь и отпустить в далекую Америку.
А тем временем американские и европейские
газеты соревновались, как бы поразвратнее изобразить Элвиса Пресли. За его
движения на сцене во время исполнения рок-н-ролла его единодушно окрестили
"Пелвисом", что означало нечто среднее между человеческим тазом и
просто задницей. Да, движения его были, конечно, недвусмысленными, но это была
всего лишь сценическая поза, зачастую оправданная текстами песен.
Продвинутая (как теперь говорят) в смысле
рок-н-ролла молодежь внимательно следила за публикациями в изданиях типа
"Молодежь мира", "Вестник", включая и "Крокодил",
о стремительно растущей славе Элвиса. Там со смаком сообщалось о количестве
сидений, разбитых его поклонниками на концертах, соблазненных девицах, о том,
как он в исполнительском раже проглотил свой собственный фарфоровый зуб, после
чего концерты пришлось прервать, о его дебильной внешности и т.д. Но на нас это
все не действовало - мы любили его за прекрасный голос, за великолепное чувство
ритма, за бешеный темперамент и за ту волшебную звездную субстанцию, которая
уже звучала в самых его ранних записях, их мы слушали в передачах "Радио
Люксембург", на самопальных "костях" и на первых фирменных
дисках, попадавших к нам бог весть как.
Я занимался и занимаюсь сейчас всеми видами
звукозаписи, включая и музыку "на костях". В то далекое время вокруг
меня стали объединяться другие почитатели рок-н-ролла. Возникло нечто подобное
подпольному клубу, где мы обменивались записями, новейшей информацией, изучали
сам танец. А он, как известно, славился акробатикой. Группами мы бродили с
одного студенческого вечера на другой, где демонстрировали рок-н-ролл с его
бросками, переворотами, протаскиваниями партнера, сидящего на корточках, между
широко расставленными ногами другого, и т.д. То и дело нас задерживал "Комсомольский
патруль", в его штабах нам наголо выстригали "канадки",
распарывали брюки-дудочки, а позже вырезали клинья из брюк клеш. Не скрою, я
претендовал на роль "президента" подпольного клуба. Но я понимал, что
одной коллекции рок-музыки тех лет, обширного альбома вырезок из периодики и не
только советской, умения неплохо танцевать для полного авторитета среди
соклубников было маловато. И я решил через знакомого моряка дальнего плавания
послать письмо самому Элвису Пресли. На моем ломаном английском тех лет я
поведал Королю о его широкой популярности среди молодежи Питера, намекнул о
нашем подпольном рок-клубе и т.д. Адрес фан-клуба Элвиса я взял с оборотной
стороны одной из его первых долгоиграющих пластинок.
Шло время. И каково же было мое удивление,
когда в почтовом ящике я обнаружил конверт без обратного адреса, опущенный
кем-то на ленинградском Главпочтамте. Под наружным конвертом я обнаружил другой
– с адресом Элвисовского фан-клуба. На конверте напечатаны мой адрес и имя с
фамилией. Трепетной рукой я вскрыл конверт и обнаружил письмо Элвиса,
отпечатанное на машинке, но подпись была лично Элвиса, от руки. Элвис тепло
благодарил за мое послание, выражал удивление и восторг, что его знают и любят
даже в России, и прилагал свое фото-открытку с припиской от руки "Любящий
Вас Элвис Пресли". Тот факт, что сам Элвис, получив письмо из неведомой
России, при всей его популярности и занятости счел нужным лично ответить,
говорит о том, что у него не было звездной болезни.
Судьба письма Элвиса оказалась печальной. Я
хранил его в развернутом виде между страниц моего альбома с материалами о
рок-н-ролле. Фотография с его надписью лежала среди других фотографий Элвиса.
Во время одного из обысков, когда на нас насели органы гэбэ, альбом со всем
содержимым был изъят, изъяты были и все мои коллекции грампластинок,
магнитофонных и иных записей, и дальнейшая его судьба мне неизвестна. По
решению суда все это должно было быть передано в фонотеку Института театра и
кинематографии в Ленинграде. Вернувшись домой по отбытии срока, я
незамедлительно наведался в архив этого института, но никаких следов моих
материалов я там не обнаружил.
В конце 70-х я оказался в эмиграции в
Нью-Йорке. Проработав несколько лет в "Кисмет Рекорд Компани",
которую я возглавил, столкнулся с одним из самых ярых поклонников Элвиса в
Америке. Он собирал буквально все, связанное с покойным Королем. Когда я ему
рассказал о письме от самого Элвиса, он мне не поверил. Он запросил фан-клуб,
на адрес которого я когда-то отправлял письмо. Фан-клуб поднял архивы и нашел
мое письмо или его копию. И, самое главное, нашел копию письма-ответа от
Элвиса. Воодушевленный коллекционер вернулся ко мне с карманами, набитыми
наличностью. Он предложил мне за письмо десять тысяч долларов – исходную
аукционную стоимость за его письма. Что я мог ответить? Я честно рассказал, что
письмо у меня было конфисковано вместе с альбомом. Последний раз я его видел на
одном из допросов. Он валялся на полу. Обложка была оторвана. Чувствовалось,
что по нему ходили ногами в сапогах.
Рудольф СОЛОВЬЕВ, коллекционер
рок-музыки, Санкт-Петербург
Соловьев за свою
деятельность постоянно преследовался органами КГБ, он стал большой музыкальной
знаменитостью Питера 60-х годов. После попытки устроить музыкальный спектакль в
котельной МВД под названием "Пророк Моисей"... об исходе евреев из
Египта. Рудольфа "попросили" покинуть пределы СССР.
В Америке
Соловьев стал владельцем музыкального магазина "Кисмет". Здесь
увидели свет Галич, "Машина времени" и многие другие. Советские
дипломаты гуськом шли в "Кисмет" и скупали все, что было под запретом
в России. Говорят, у самого Юрия Андропова были пластинки с маркой
"Кисмет".
В 1989 году
Соловьеву впервые разрешили приехать в СССР. Не мешкая, он договорился с
"Мелодией" о совместном выпуске пластинки блатных песен Аркадия
Северного.
Господин Рудольф
Соловьев решил окончательно вернуться в Питер. Такова судьба – через Нью-Йорк
назад в Питер.
(Из
нью-йоркского таблоида "В новом свете")
© "Огонек"
№44, 2001 г.
© Р.Фукс, И.Ефимов