СТАТЬИ И РАССКАЗЫ    –––––––    ЧТО ПИСАЛИ В ПРЕССЕ   ––––––    ПЕСНИ И СТИХИ

 


 

ЛИЧНО РУДИ ОТ ЭЛВИСА

Хочу поблагодарить вас за первую в истории российской журналистики правдивую информацию об Элвисе Пресли. Я был и остаюсь рьяным коллекционером рок-музыки от самого ее зарождения. И к тому же, наверное, единственным человеком в бывшем Союзе, который держал в руках письмо лично от Элвиса. Начиналось оно словами "Дорогой Руди" и заканчивалось – "Ваш друг Элвис Пресли", что и дает мне основание считать его другом.

Предшествовала тому письму целая история. Было это во второй половине 50-х, когда звезда Элвиса уже ярко сияла на небосклоне американской поп-музыки. Он еще не был женат, хотя его будущая жена Присцилла, которой было всего 14 лет, уже жила у него после возвращения Элвиса из Германии, где он прослужил два года в танковых войсках. Им еще предстояло прожить в друзьях несколько лет, пока по американскому закону они смогли бы официально вступить в брак. А до той поры, как справедливо отмечено в вашей публикации, между ними ничего "такого" не было да и быть не могло – Элвис вырос в пуританской семье, где был воспитан в уважении к женщине, живущей в его доме, хоть и на правах невесты. С другой стороны, она была дочерью его ближайшего армейского начальника, в доме которого в Германии он бывал. Там он и познакомился с Присциллой. А его будущий тесть за два года службы имел возможность изучить Элвиса настолько, что смог без всяких колебаний доверить ему свою дочь и отпустить в далекую Америку.

А тем временем американские и европейские газеты соревновались, как бы поразвратнее изобразить Элвиса Пресли. За его движения на сцене во время исполнения рок-н-ролла его единодушно окрестили "Пелвисом", что означало нечто среднее между человеческим тазом и просто задницей. Да, движения его были, конечно, недвусмысленными, но это была всего лишь сценическая поза, зачастую оправданная текстами песен.

Продвинутая (как теперь говорят) в смысле рок-н-ролла молодежь внимательно следила за публикациями в изданиях типа "Молодежь мира", "Вестник", включая и "Крокодил", о стремительно растущей славе Элвиса. Там со смаком сообщалось о количестве сидений, разбитых его поклонниками на концертах, соблазненных девицах, о том, как он в исполнительском раже проглотил свой собственный фарфоровый зуб, после чего концерты пришлось прервать, о его дебильной внешности и т.д. Но на нас это все не действовало - мы любили его за прекрасный голос, за великолепное чувство ритма, за бешеный темперамент и за ту волшебную звездную субстанцию, которая уже звучала в самых его ранних записях, их мы слушали в передачах "Радио Люксембург", на самопальных "костях" и на первых фирменных дисках, попадавших к нам бог весть как.

Я занимался и занимаюсь сейчас всеми видами звукозаписи, включая и музыку "на костях". В то далекое время вокруг меня стали объединяться другие почитатели рок-н-ролла. Возникло нечто подобное подпольному клубу, где мы обменивались записями, новейшей информацией, изучали сам танец. А он, как известно, славился акробатикой. Группами мы бродили с одного студенческого вечера на другой, где демонстрировали рок-н-ролл с его бросками, переворотами, протаскиваниями партнера, сидящего на корточках, между широко расставленными ногами другого, и т.д. То и дело нас задерживал "Комсомольский патруль", в его штабах нам наголо выстригали "канадки", распарывали брюки-дудочки, а позже вырезали клинья из брюк клеш. Не скрою, я претендовал на роль "президента" подпольного клуба. Но я понимал, что одной коллекции рок-музыки тех лет, обширного альбома вырезок из периодики и не только советской, умения неплохо танцевать для полного авторитета среди соклубников было маловато. И я решил через знакомого моряка дальнего плавания послать письмо самому Элвису Пресли. На моем ломаном английском тех лет я поведал Королю о его широкой популярности среди молодежи Питера, намекнул о нашем подпольном рок-клубе и т.д. Адрес фан-клуба Элвиса я взял с оборотной стороны одной из его первых долгоиграющих пластинок.

Шло время. И каково же было мое удивление, когда в почтовом ящике я обнаружил конверт без обратного адреса, опущенный кем-то на ленинградском Главпочтамте. Под наружным конвертом я обнаружил другой – с адресом Элвисовского фан-клуба. На конверте напечатаны мой адрес и имя с фамилией. Трепетной рукой я вскрыл конверт и обнаружил письмо Элвиса, отпечатанное на машинке, но подпись была лично Элвиса, от руки. Элвис тепло благодарил за мое послание, выражал удивление и восторг, что его знают и любят даже в России, и прилагал свое фото-открытку с припиской от руки "Любящий Вас Элвис Пресли". Тот факт, что сам Элвис, получив письмо из неведомой России, при всей его популярности и занятости счел нужным лично ответить, говорит о том, что у него не было звездной болезни.

Судьба письма Элвиса оказалась печальной. Я хранил его в развернутом виде между страниц моего альбома с материалами о рок-н-ролле. Фотография с его надписью лежала среди других фотографий Элвиса. Во время одного из обысков, когда на нас насели органы гэбэ, альбом со всем содержимым был изъят, изъяты были и все мои коллекции грампластинок, магнитофонных и иных записей, и дальнейшая его судьба мне неизвестна. По решению суда все это должно было быть передано в фонотеку Института театра и кинематографии в Ленинграде. Вернувшись домой по отбытии срока, я незамедлительно наведался в архив этого института, но никаких следов моих материалов я там не обнаружил.

В конце 70-х я оказался в эмиграции в Нью-Йорке. Проработав несколько лет в "Кисмет Рекорд Компани", которую я возглавил, столкнулся с одним из самых ярых поклонников Элвиса в Америке. Он собирал буквально все, связанное с покойным Королем. Когда я ему рассказал о письме от самого Элвиса, он мне не поверил. Он запросил фан-клуб, на адрес которого я когда-то отправлял письмо. Фан-клуб поднял архивы и нашел мое письмо или его копию. И, самое главное, нашел копию письма-ответа от Элвиса. Воодушевленный коллекционер вернулся ко мне с карманами, набитыми наличностью. Он предложил мне за письмо десять тысяч долларов – исходную аукционную стоимость за его письма. Что я мог ответить? Я честно рассказал, что письмо у меня было конфисковано вместе с альбомом. Последний раз я его видел на одном из допросов. Он валялся на полу. Обложка была оторвана. Чувствовалось, что по нему ходили ногами в сапогах.

Рудольф СОЛОВЬЕВ, коллекционер рок-музыки, Санкт-Петербург

 

ОН БЫЛ МУЗЫКАЛЬНЫМ ХУЛИГАНОМ

Соловьев за свою деятельность постоянно преследовался органами КГБ, он стал большой музыкальной знаменитостью Питера 60-х годов. После попытки устроить музыкальный спектакль в котельной МВД под названием "Пророк Моисей"... об исходе евреев из Египта. Рудольфа "попросили" покинуть пределы СССР.

В Америке Соловьев стал владельцем музыкального магазина "Кисмет". Здесь увидели свет Галич, "Машина времени" и многие другие. Советские дипломаты гуськом шли в "Кисмет" и скупали все, что было под запретом в России. Говорят, у самого Юрия Андропова были пластинки с маркой "Кисмет".

В 1989 году Соловьеву впервые разрешили приехать в СССР. Не мешкая, он договорился с "Мелодией" о совместном выпуске пластинки блатных песен Аркадия Северного.

Господин Рудольф Соловьев решил окончательно вернуться в Питер. Такова судьба – через Нью-Йорк назад в Питер.

 

(Из нью-йоркского таблоида "В новом свете")

 

© "Огонек" №44, 2001 г.

 


© Р.Фукс, И.Ефимов