СТАТЬИ И РАССКАЗЫ    –––––––    ЧТО ПИСАЛИ В ПРЕССЕ   ––––––    ПЕСНИ И СТИХИ

 


 

ОКНО В ЕВРОПУ

(из истории советского рок-н-ролла)

 

Врубчивый чувак Петр Романов по прозвищу "Первый" не зря прорубал окно в Европу. Через это окно сразу же хлынули (и с тех пор не ослабевали) потоки свежих идей, настроений и веяний. Известно, что масса явлений культурной жизни началась в России именно с Санкт-Петербурга.

Не стали исключением и советский джаз, который зародился именно здесь, ни российский рок-н-ролл. Первые ансамбли официальной филармонической эстрады и самодеятельного и даже подпольного рок-н-ролла появились тоже здесь. Сначала, еще в 50-е годы, рок-н-ролл исполнялся как бы безлично, не называя себя по имени.

Даже такой комсомольско-показательный коллектив, как небезызвестный ансамбль "Дружба", запустивший на эстрадную орбиту массу певцов и певиц, и, конечно же, Эдиту Пьеху, не смог устоять от соблазна поиграть что-либо рок-н-рольное, правда, стыдливо не называя это рок-н-роллом.

Между тем, в составе "Дружбы" находился гитарист и певец, которому было суждено позже возглавить один из самых первых и знаменитых коллективов, официально исполнявших музыку "биг-бит" на питерской эстраде. Имя этого музыканта и руководителя – Анатолий Васильев, а ансамбля, созданного по его идее и с его непосредственным участием – "Поющие гитары".

В конце 1966 года он явился к тогдашним руководителям Ленфилармонии по художественной части во главе с неким Тимофеевым, а затем и к директору Ленконцерта Коркину, чтобы собрать ансамбль, исполняющий современную эстрадную музыку "международного звучания" на базе и под прикрытием идеи популяризации советских молодежных песен.

Идея имела успех у начальства, и в результате всякого рода административных решений, призванных удерживать в определенном русле интерес молодежи к рок-н-роллу, была претворена в жизнь.

В первом составе "Поющих гитар" были заняты Анатолий Васильев – соло и ритм-гитара, Евгений Броневицкий – бас-гитара, Лев Валдавский – клавишные инструменты, и Сергей Лавровский, игравший на барабанах. Многие пришли в этот ансамбль из джазовых коллективов Ленинграда, что не мешало им исполнять в биг-битовых и рок-н-рольных обработках комсомольско-молодежные и русские народные песни типа "Вот мчится тройка почтовая" и т.д. Успех имели и обработки песен военных лет, таких как "Полюшко-поле" и др.

Конечно, не за эти вещи ансамбль "Поющие гитары" полюбила "модная молодежь" всего Союза. Основой его концертного репертуара стали песни английского ансамбля "The Shadows" – "Тени" и американских коллективов подобного рода, исполняющих музыку в стиле "биг-бит". Впервые была исполнена на английском языке песня "The Girl" из репертуара легендарных "Битлов". На концертах эту вещь публика упрашивала повторять, до пяти раз, что само по себе уникально для советской эстрады.

Из коллективов полупрофессионального плана выделялся в то время ансамбль "Кочевники", лидером которого был шибко популярный позже актер и певец Михаил Боярский. Одним из гитаристов, певцом и автором текстов ансамбля являлся Аркадий Мороз, художник и поэт, живущий ныне в Америке.

Группа "Кочевники" во главе с Боярским репетировала в помещении Театрального института и очень удачно выступила на одном из первых рок-н-рольных фестивалей в кафе "Ровесник" вместе с "Лесными братьями", "Аргонавтами" и т.д. Затем последовал более крупный фестиваль питерских рок-групп во Дворце культуры Первой пятилетки в 1968 году. Позже "Кочевники", переименованные в "Савояров", многие годы выступали на советской эстраде под управлением ныне покойного Алексея Котова.

Нельзя не отметить, что Санкт-Петербургу, вернее, тогда еще Ленинграду, принадлежит и другая пальма первенства в рок-н-рольной истории России. Именно здесь в конце 60-х были выпущены первые в Союзе рок-н-рольные пластинки на настоящем виниле. Причем, энтузиастом-одиночкой подпольно и даже в домашних условиях.

Имя этого человека, еще раз доказавшего всему миру, что для русских умельцев не существует преград – Руслан Богословский. Этот талантливый механик-самоучка, до тех пор известный в народе как подпольный производитель рок-н-рольных записей на рентгеновских пленках, решил изготовить домашний пресс для печатания виниловых дисков. Руслан в одиночку электрохимическим способом провел опыты по изготовлению матриц с американских рок-н-рольных пластинок. Оригинальные западные диски, которые в то время были большой редкостью, он получил взаймы у известного коллекционера Альберта Ерофеева, ныне покойного, светлой памяти которого и посвящено это повествование.

Пластинки были долгоиграющими, размера 10 инчей, так называемыё "Е.Р.", т.е. в просторечии "гранды", в отличие от 12-инчевых, которые назывались "гигантами".

После химического снятия матриц, произведенного в домашней ванне коммунальной квартиры, на улице Маяковского, пластинки были возвращены владельцу неповрежденными, если не считать, конечно, цвета этикеток, которые слегка побурели...

Первым делом, конечно, тиснули "грандик" Билла Хейли с ковбойскими песнями в рок-н-рольных ритмах. В качестве сырья – графитовой массы – использовались пластинки с записью речей Владимира Ленина, поскольку их можно было купить по дешевке в магазинах Ленинграда. Когда Руслана повязали, на суде ему пытались впаять обвинения чуть ли не по контрреволюционной 58-й статье УК РСФСР за то, что он подвергал уничтожению записи речей В. И. Ленина с целью "замены их записями западной музыки" и, в частности, рок-н-ролла...

Кстати, экспертиза, произведенная по настоянию защиты, показала, что эти самодельные виниловые перепечатки звучали много лучше, чем официальные пластинки тогдашней советской грампромышленности. Правда, это нисколько не помогло Руслану Богословскому, и он получил свои пять лет лишения свободы за производство западных дисков без лицензии.

Интересно, что уже в конце перестройки вся эта пиратская деятельность была шаг за шагом повторена на Ленинградском заводе грампластинок и в гораздо больших масштабах – перепечатали абсолютно всю рок-н-рольную классику мира. Сделано это было во имя спасения гибнущего Ленинградского завода грампластинок другим энтузиастом рок-н-ролла – Андреем Тропилло, но завод это не спасло от экономического краха...

 

© Рувим РУБЛЕВ, "Новое Русское Слово", 09.08.1999

 


© Р.Фукс, И.Ефимов