СТАТЬИ И РАССКАЗЫ    –––––––    ЧТО ПИСАЛИ В ПРЕССЕ   ––––––    ПЕСНИ И СТИХИ

 


 

РОССИЙСКИЙ  РОК-Н-РОЛЛ  РАЗВИВАЕТСЯ

Из цикла «История рок-н-ролла»

После самодеятельных оркестров музыкальная эстафета в рок-н-рольных делах перешла к ансамблям так называемых студенческих землячеств. Это были объединения студентов из стран народной демократии, в частности из Польской Народной Республики, Венгерской, Румынской и т.д. Эти организации студентов имели свои электромузыкальные ансамбли, т. е., по сути дела, играли произведения биг-бита. У них имелись электрогитары и аппаратура, привезенная из-за границы, они уже обладали кое-какой исполнительской техникой на уровне тех лет, короче, демонстрировали все это на студенческих танцевальных вечерах.

Кое-что из их музыкальных инструментов впоследствии осело у первых русских рокеров, которые в те времена испытывали сильный недостаток в гитарах, бас-гитарах, усилителях, акустике и проч. Отечественная промышленность этого всего не производила. Официально первая отечественная электрогитара была изготовлена еще в конце войны на кафедре электромузыкальных инструментов в Москве. Ей даже придумали имя – "Электара", но дальше дело не пошло. Таким образом, в середине 50-х годов в Союзе гитары для ансамблей электромузыкальных инструментов, как их тогда называли, еще никто не производил. Приходилось ввозить их из-за рубежа или производить силами самих музыкантов. Инструменты получались очень тяжелыми, неуклюжими и некрасивыми на вид. Обладание подобными инструментами не могло вдохновлять на творческие свершения на стезе рок-музыки.

Многие новые рокеры пришли в рок-музыку из числа профессиональных музыкантов официально действующих биг-бэндов. В каждой из 15 республик Советского Союза мог быть эстрадно-симфонический оркестр или что-то в этом роде, где наряду с обязательной к исполнению репертуарной музыкой играли и песни советских композиторов, переработанные для джаза, и песни настоящих джазовых авторов, а позже исполнили и рок-н-рольную музыку.

Самые сильные из подобных больших оркестров действовали в Москве, Ленинграде и в прибалтийских республиках. В Латвии это был Госэстрадный оркестр Латвийской ССР п/у Раймонда Паулса, в Литве соответственно оркестр п/у Тишкуса.

После окончания работы в этом ансамбле группа молодых музыкантов, включая тромбониста Е. Маймистова, вернулась на родину в Питер.

Судьбе было угодно распорядится так, что неподалеку от них жил солист самодеятельного университетского ансамбля Вячеслав Мостиев, который, учась на факультете иностранных языков, свободно воспроизводил любые англоязычные музыкальные тексты, в частности произведения Рея Чарльза и других звезд ритм-энд-блюза и, обладая уникальным голосом и манерой исполнения, очень зажигательно их исполнял на студенческих вечерах. Слава о нем как о самобытном и талантливом исполнителе перешагнула рамки Университета, а затем и Ленинграда, и вот о его творчестве даже была организована передача, ориентированная на западного слушателя и переданная на коротких волнах в эфир радиостанцией "Коминтерн" с целью показать, что русские рокеры тоже не лыком шиты.

Женя Маймистов и его друзья-музыканты Антипин, Петренко и Самыгин по его приглашению побывали на концерте Университетского рок-коллектива и буквально заразились этой музыкой. С концерта они уже ушли не духовиками, а рокерами. Дело оставалось за малым – раздобыть гитары, усилители, акустику и освоить рок-н-рольную технику.

Для молодых музыкантов, имеющих общее музыкальное образование, связи среди других «лабухов» и энтузиазм, это вполне выполнимая задача. Не прошло и полгода; как на квартире у Жени Маймистова уже гремел вполне профессиональный рок-н-ролл и ритм-энд-блюз. Когда с ними пел В. Мостиев, то за закрытыми дверями казалось, что сам Рэй Чарльз выступает у него в квартире.

В то время в Питере был организован и уж активно выступал первый в ряду подобных официальных" коллективов – вокально-инструментальный ансамбль под управлением А. Васильева – «Поющие гитары». На дворе стоял 67-й год, публика, хоть и совковая, требовала современной по тем временам эстрадной музыки. В то же время зарождались и росли, как грибы, самодеятельные рок-коллективы, и вот чтобы этому как-то противостоять и был решено на уровне Министерства культуры и Федерации молодежных организаций организовывать электромузыкальные коллективы, в основном исполняющие не только музыку советских композиторов, но и популярные произведения западного биг-бита.

Короче, спрос на подобную музыку по гастрольным филармониям Союза был, и друзья Е. Маймистова, создавшие уже к тому времени свой ансамбль под названием "Авангард", получили приглашение аж из Читинской филармонии выступать с гастролями от их имени. Слава Мостиев по семейным обстоятельствам поехать не смог, и ансамбль «Авангард» поехал без него в составе Петренко – соло гитара, Б. Самыгин – ритм-гитара, Антипин, по кличке "Пачеко" – бас-гитара и Е. Маймистов – ударные.

По приезде в г. Читу они начали выступать с уже наработанным материалом, но он не устраивал руководство филармонии. Весь репертуар пришлось «отложить в ящик», вернее, почти весь: кроме песен пока что никому не известного Юрия Антонова, который примкнул к группе в качестве клавишника и автора-исполнителя собственных песен. Была у него и песня о «Добрых молодцах».

Так как руководство филармонии настаивало не только на смене западного репертуара на народный, но и на перемене названия, то члены группы, независимо от песни Юрия Антонова, пришли к мысли, что название «Добры молодцы» как нельзя лучше будет олицетворять сущность их творчества. Пришлось поработать и над аранжировками русских народных песен. Их «шлягером» стала русская народная песня «Утушка луговая», которая прекрасно легла на рок-н-рольные ритмы.

Кроме песен Юрия Антонова, имевших неизменный успех, исполнялись и две песни В. Антипина, а также других членов ансамбля «Добры молодцы». После успешных гастролей по провинции ансамбль получает вполне заслуженное приглашение на выступление в Москве, где после большого успеха и решает остаться.

Но из-за проблем, возникших в момент прихода в ансамбль новых музыкантов из Москвы, происходит явление, к сожалению, встречающееся на эстраде: в результате интриг и закулисных действий не совсем чистоплотных музыкантов основной состав основателей и организаторов состава «Добры молодцы», создавший первоначальную славу и популярность ансамблю, был просто-напросто вытеснен вновь прибывшими музыкантами, которые захватили не только славное имя коллектива, но и весь творческий багаж, наработанный путем гастрольных лишений и исканий.

А наша четверка музыкантов, стоящих у основания официальной российской рок-музыки, была вынуждена вернуться в Питер...

(Продолжение следует)

 

© Рувим Рублев,  "Новое Русское Слово",  7.08.99

 

 


© Р.Фукс, И.Ефимов