СТАТЬИ И РАССКАЗЫ    –––––––    ЧТО ПИСАЛИ В ПРЕССЕ   ––––––    ПЕСНИ И СТИХИ

 


 

ДА ПОМОЖЕТ НАМ РОК!

(мистический путь группы "Россияне")

Кафе "Эврика" в Питере известно тем, что здесь начинали свой славный путь многие знаменитые рок-коллективы. К таковым, безусловно, можно отнести и ансамбль "Россияне", проделавший революцию в советской "неформальной" электрической музыке 60-х – 70-х годов.

Уже само название говорит о том, что основатели ансамбля взяли за основу репертуара тексты на русском языке (в конце 60-х это и вправду было революцией: все рокеры пели только по-аглицки). В первом составе были гитарист и певец Александр Батист, басист Александр Кроль, клавишник Евгений Вольпин и ударник Сергей Романов.

Выступали они со своими хитами тех лет: "Королем заколдованный туман", "Осень", "Мальчики и девочки" и др. Песни имели огромный успех и распространялись на магнитофон-ных лентах.

Никто теперь толком не может вспомнить, когда именно появился в группе Жора Ордановский. Команда постоянно ютилась по котельным, в которых работали некоторые ее члены. Был конец 69-го года, и впервые Жора появился в группе, скорее всего, в котельной дома культуры завода "Гигант", где "Россиянам" тогда разрешали репетировать. Вроде бы, Жору привела в группу какая-то женщина слегка постарше его, похожая на цыганку; да сам он в то время был под стать ей: смуглый, черноволосый, резкий в движениях. Во всяком случае, шестиструнной гитары он не знал, а владел, и неплохо, исключительно семиструнной.

Женщина посидела со всеми, послушала музыку и ушла, а Жора остался. В то время обстановка в котельных, где работали подпольные рок-музыканты, напоминала проходной двор. Люди приходили, уходили, приносили бутылки; бывали и цыгане, так что Жориному появлению никто не удивился.

Очень быстро пришлый пацан освоился с усилительной аппаратурой, с электрическими гитарами – шестиструнными, разумеется, – и через пару месяцев уже осилил почти весь репертуар команды. В группу он пришел со своими текстами, а голосом обладал отменным. Ни дать, ни взять, блюзовое звучание, и при всем при этом в голосе присутствовало тепло и необходимый для рока дребезжащий истеризм.

Голос Ордановского был настолько узнаваем, что он сразу стал звуковой визитной карточкой "Россиян". Его поэтический дар наполнил новым смыслом и без того хороший репертуар прежних "Россиян", богатый и притчами, и баснями, и зарисовками из окружающей жизни.

К 1974 году состав ансамбля более или менее устоялся. Жора Ордановский играл на ритм-гитаре и соло-гитаре, Александр Кроль на бас-гитаре. Олег Азаров на клавишных, а Георгий Блинов на ударных. Вскоре Олега Азарова сманили в "Мифы", но это оказалось и к лучшему, поскольку вместо него в группу пришел другой клавишник – Олег Гусев, имевший консерваторское образование, что привнесло в творчество группы арт-роковое звучание и джаз-роковую окраску (впоследствии Олег стал руководителем коммерчески состоявшейся группы "Август" и совсем уж коммерциализированной "Группы Олега Гусева").

К концу 70-х "Россияне" начали греметь по всему Союзу. Они много выступали, неизменно собирая толпы поклонников; их записи "отлетали" с подпольных прилавков с бешеной скоростью. Группа привлекала массы "беспризорных" музыкантов, которые всегда чувствовали себя в ее рядах нелишними. Команда была чем-то вроде горнила, где выковывались новые подпольные музыкальные кадры. Позже многие ребята, прошедшие через подпольную школу "Россиян", стали играть в составах совершенно официальных "филармонических" групп, таких, как "Август", "Дилижанс", "Земляне", "Союз".

Слава и популярность "Россиян" способствовали их гастрольной деятельности и даже некоторым заработкам. Их совместное с "Араксом" выступление в Москве в конце 70-х подняло питерских подпольщиков на новую ступень успеха. Далее последовала серия фестивальных выступлений, принесшая им призовые места даже на комсомольско-молодежном Фестивале Политической песни…

Заняв подобающее место среди других рок-групп Ленинграда, "Россияне" стали почетными членами питерского рок-клуба и украсили своим выступлением его открытие. На первом же фестивале-конкурсе питерского рок-клуба они заняли престижное место, играя профессионально и остро. В том же 1983-м они успешно выступили на Выборгском рок-фестивале и, казалось, ничто не может прервать их полета к звездным вершинам рок-н-ролльного творчества, но...

Но вдруг, как гром среди ясного неба, происходит нечто необъяснимое. Жора Ордановский внезапно и необъяснимо не является на последний предгастрольный прогон новейшей программы. Все, включая музыкантов, режиссеров, звукооператоров и осветителей группы, находятся в полнейшем недоумении, поскольку такого еще никогда не бывало. Даже будучи больным, Жора Ордановский всегда находил в себе силы появиться на репетиции или концерте. Срочно был объявлен сначала общественный розыск, который ничего не дал, а затем милицейский.

К глубочайшему смятению всех друзей и почитателей его таланта, розыск не принес ничего нового. Ходила масса противоположных слухов об исчезновении Ордановского, но ни один из них не подтвердился. Поговаривали, что за ним явилась та самая цыганка, которая когда-то привела его в Группу. Кто-то даже, как будто бы, видел Жору с ней в тот день, когда он пропал: их, якобы, видели со спины идущими по Невскому проспекту. Случилось это 13 января 1984 года. И всё.

Пришел Жора в группу ниоткуда и ушел в никуда. Группа "Россияне", удерживаемая вместе волей одного музыканта и поэта Георгия Ордановского, развалилась окончательно и бесповоротно, а сам он словно растворился в воздухе...

Но нам на память осталось его творчество – такие эпохальные песни, как "Кто не с нами, тот против нас", "О, какой день", "Канарейка", "Мерзость", "Автомобиль в час пик" и, конечно, нестареющий гимн "Да поможет нам рок".

© Рувим РУБЛЕВ, "Новое Русское Слово", 13.09.99 г.

 


© Р.Фукс, И.Ефимов