|
|
▪ СТАТЬИ И РАССКАЗЫ ––––––– ▪ ЧТО ПИСАЛИ В ПРЕССЕ –––––– ▪ ПЕСНИ И СТИХИ
|
|
|
СВЕТЛЫЙ
ПРАЗДНИК
РОК-Н-РОЛЛА
Вчера,
12 апреля, весь рок-н-рольный мир отмечал день рождения рок-н-ролла. Наш эксперт по классик-року Рувим Рублев уже посвятил этому знаменательному событию
две статьи, а вот и третья, посвященная всевозможной
эксцентрике в ранние годы рок-н-ролла и "пятой графе" нашего любимого
музыкального жанра.
Очень многие современные музыканты склонны
обвинять друг друга в воровстве. Не в том плане, что кто-то у кого-то спёр
гитару или микрофон – речь идет о краже мелодий,
стилей или даже целых направлений музыки.
Так было, например, с джазом, когда некая
небезызвестная этническая группа безапелляционно заявила, что джаз вывезен из
Африки. А между тем сам Скотт Джоплин, первый в
истории джазовый пианист, изобретатель рэг-тайма,
признавался, что всего-навсего "вывернул наизнанку" классический
менуэт, добавив к нему пару-тройку синкоп в такт движениям тряпки полотера...
Так случилось и с рок-н-роллом, который
частично вырос из скрещения ритм-энд-блюза с музыкой «кантри». Некоторые
считают первым рок-н-роллом вещицу под названием,"Rocket-88";
записанную в 1952 году чернокожим музыкантом Джекки Бренстоном
в Студии фирмы "Сан". Песенка была весьма заводной, но она никак не
могла сравниться с записанным позже "Роком вокруг часов" Билла Хейли и претендовать на начало нового стиля.
Другими блюзовиками,
вплотную приблизившимися к заветной и магической границе между блюзом и роком
были низкоголосый и заводной Джо Тернер, записавший
со своим биг-бэндом такие классические вещицы, как «Shake, Rattle and
Roll», «flip, flop and fly»
и другие, и Майкл Джордан (не путать с нынешней
баскетбольной звездой), который со своим квинтетом нагнал кайфа в середине
50-х.
А к концу 50-х в обойме раннего рок-н-ролла
появились такие искрометные люди с блюзовым бэкграундом, как пианист Фэтс
Домино и Литл Ричард (кстати, вовсе не малорослый,
как можно было бы подумать, а очень даже здоровенный детина, хрипевший, оравший
и визжавший в микрофон и колотивший по клавиатуре не только руками, но ещё и
левой ногой…
Подобную рок-н-рольную эксцентрику
поддерживали и другие музыканты. Например, контрабасист из группы Билла Хейли страшно любил положить своего «звукового бегемота» на
бок, залечь на него сверху и продолжать играть, помахивая в воздухе ногами, облаченными в непарные носки, в то время как сверху на него
взгромождался саксофонист Руди Пампилли,
неистово дудевший в потолок. Публика при виде всего этого приходила в бешеный
восторг.
На концертах же Джерри Ли Льюиса стулья
постоянно летали из одного конца сцены в другой, а сам пианист любил залечь
горизонтально на крышку рояля и выводить самые ответственные пассажи исключительно
носом.
Еще один питомец фирм "Сан" – Карл Перкинс, у которого молодой Элвис Пресли научился и
сценическим манерам, и голосовым модуляциям, выдвинул передний край
рок-н-рольного фронта еще дальше: именно он написал
знаменитейшую рок-н-рольную песню «Blue Suede Shoes» и, по мнению многих
экспертов, именно он довел до совершенства принципы
"машинной" рок-н-рольной ритм-секции – барабанов с басом.
Сам же Элвис Пресли превзошел
в эксцентрике почти всех: он научился так изумительно размахивать тазом, что
появилось даже полумедицинское выражение «Elvis Pelvis». Где-то, видимо, у
цыган, он перенял манеру трясти плечами и попеременно изображать то больного на
последней стадии подагры, то эпилептика. Но ему и этого казалось мало: тогда он
попытался ввести в свои шоу "зоологическую" нотку – во время
исполнения знаменитого рок-н-ролла «Hound Dog» на сцену выпускали свору собак различных охотничьих
пород. Однако, эту практику пришлось быстро прекратить, так как нередко дело
кончалось охотой на самого Элвиса…
Однажды в порыве особенного Творческого
экстаза Элвис прямо на сцене случайно «откусил» пару собственных зубных
коронок, которые через дыхательные пути попал в легкие.
Все могло бы кончиться очень печально, и история рок-н-ролла сложилась бы по-другому,
но срочная госпитализация поставила его на ноги.
В один прекрасный день Элвис получил
повестку на призывной пункт – не будем забывать, что Америка в те годы воевала
с Кореей. По свидетельству очевидцев, Элвис был рад повестке – ему хотелось
отдохнуть от рок-н-рольной жизни. Но американская молодежь
не хотела терять своего кумира и пригрозила всеобщей забастовкой. Решение было
найдено: Элвиса забрали-таки в танковые части, но он продолжал выступать, на
этот раз – создавая рекламу американским вооруженным
силам...
Но вернемся к
теме этнических (вернее сказать, полиэтнических) корней рок-н-ролла. К счастью,
никакая национальная, расовая или какая-либо иная группа в данном случае не
претендует на монополию, поскольку слишком наглядно видно, что такого рода
претензии были бы необоснованны. Рок-н-ролл –
настолько многонационален, что говорить о его «принадлежности» тому или иному
народу просто глупо.
Вот, к примеру, Пол Анка, автор знаменитой
песни тех лет "Диана", первый из рокеров, перепрыгнувший, миллионную
отметку в своих гонорарах. Кто он с этнической точки зрения? Канадец сирийского
(!) происхождения.
Луи Прима по кличке Wildest
(дичайший) – трубач и певец, внесший лепту в развитие
рок-н-рольной эксцентрики. Он не только трубил в абсолютно непотребном, ни с
чем не сравнимом стиле, но и издавал с помощью языка такие звуки, что у
посетителей в салатах вяли помидоры...
Но в этой обстановке разнузданной
эксцентрики одному человеку все-таки удалось сказать новое слово в рок-н-ролле
не за счет мотания бедрами
или конвульсивных хрипов, а исключительно за счет
музыкального мышления. Этим человеком был Чак Берри.
Но о нем – в другой раз...
© Рувим Рублев, "Новое Русское Слово" 13.04.1999
© Р.Фукс, И.Ефимов