|
|
▪ СТАТЬИ И РАССКАЗЫ ––––––– ▪ ЧТО ПИСАЛИ В ПРЕССЕ –––––– ▪ ПЕСНИ И СТИХИ
|
|
|
ЮРИЙ
ВИЗБОР – ПОЭТ И РЕПОРТЕР
Из
записок коллекционера Магнитиздата
В Магнитиздате
всегда ходило много актерских записей. Это были необязательно
песни. Активно и с большим интересом переписывались с магнитофона на магнитофон
анекдоты, пародии, скетчи, фельетоны. Большим успехом, например, в свое время пользовались анекдоты "Армянского
радио" в исполнении ленинградского актера Татосова. Или песни бардов в исполнении московского актера Волкова. Артист Филимонов был известен как пародист,
копировавший исполнительскую манеру известных артистов эстрады, певцов, киноактеров.
Каково же было наше удивление, когда, в
самом конце 50-х годов, один мой приятель-коллекционер получил из Москвы целую пленку, приписываемую Филимонову, с записью блатных и
каких-то других совершенно неизвестных песен. Там были такие
песни, как "Сам я вятский уроженец", "Приглашен
был к тетушке" и т.д., но в то же время и такие,
как "Любовь моя, Россия" или "Сижу я, братцы, как-то с
африканцем" – т. е. явно песни не блатные, авторские. Была еще одна великолепная песня, как объявлял исполнитель, на
стихи Ады Якушевой "Если б ты знал, как долго я тебя сегодня ждала".
Запись звучала удивительно чисто, и было известно, что она сделана в Московском
Доме журналиста. Какое отношение актер Филимонов мог
иметь к Дому журналиста и к журналистке Аде Якушевой, было непонятно.
Прошло некоторое время, и появилась вторая пленка этого же исполнителя, теперь уже без блатных песен,
но зато с великолепными песнями еще никому в
Ленинграде не известного нового барда. Так разъяснилось обычное магнитиздатское недоразумение, когда песни нового автора
приписываются известному исполнителю со схожим голосом. Так в Магнитиздат пришел журналист Юрий
Визбор.
Трудно найти вторую такую многогранно одаренную личность. В момент его прихода в Магнитиздат он все еще был
активным спортсменом: увлекался альпинизмом, горнолыжным спортом, туризмом,
прыжками с парашютом. И всегда у него была гитара за спиной; вечером у костра
или в палатке, аккомпанируя себе на ней, он пел.
Спортивные песни Юрий Визбор, как известно,
начал сочинять намного раньше, чем Владимир Высоцкий. И если Высоцкий подавал
свою спортивную серию в юмористическом ключе, а Галич – даже в сатирическом, то
у Визбора они написаны в более широком диапазоне – от описаний переживаний
спортсмена до песен трагических. Такова его песня "Поминки", посвященная гибели известного альпиниста – его друга. Здесь
Визбор как бы создал новый жанр песни, песню-диалог, где очень лаконичными,
скупыми словами, которыми перебрасываются друзья погибшего, рисуется картина
его гибели. После этого Юрий Визбор написал еще
несколько песен-диалогов на другие темы, и все они имели большой успех у
слушателей.
В начале 60-х годов Визбор окончил
факультет журналистики МГУ и стал спортивным репортером
ряда журналов и радиоредакций. Он избрал себе
оригинальное амплуа радиожурналиста, непосредственного участника описываемого
им события или явления. Например, с портативным магнитофоном за плечами он
совершает затяжные парашютные прыжки с самолета и еще до того, как дергает за
кольцо, спешит рассказать в микрофон о своих чувствах и переживаниях. Уже на
земле на основании своих записей он создает репортаж
для радиослушателей, а иногда пишет об этом песню. Или все с тем же
другом-магнитофоном совершает спуск на лыжах по высокогорной трассе. 06 этом
тоже создается репортаж и пишется песня.
Вообще все песни Юрия Визбора, будь то
песни юмористические, описательные или романтические – суть небольшие
репортажи, и в этом нашел отражение стиль Визбора –
журналиста.
С годами "от этого ствола стали
отрастать веточки: песня-размышление, диалог, монолог, рассказ, пейзаж. Из этой
песня образовался новый жанр журналистики – песня-репортаж,"
– так писал сам Юрий Визбор в статье о бардах "Люди идут по свету",
опубликованной в журнале "Смена". Отдав достойную дань своим
спортивным увлечениям, Юрий Визбор начинает разъезжать по стране в качестве
журналиста и репортера, и обо всем интересном, что
видит или слышит, а зачастую и переживает сам, он пишет статьи и репортажи, а о
том, о чем по тем или иным причинам писать нельзя, он создает песни и потом в Москве доносит их до слушателей.
Им создано множество прекрасных песен о
моряках-рыбаках, таких как "Капитан", "Стармех",
"Третий штурман", "Кострома" или "Капитанская
кепка", где он рассказывает о выходе в море целиком перепившейся команды,
которую протрезвляло уже море и тяжелый рыбацкий
труд; об археологах: "Археологи, археологи – из веков глядит темнота. Архигении, архиолухи, что ж
копаете, да все не там?"; о летчиках: "Два
дня искали мы в тайге капот и крылья, два дня искали мы Серегу..."
Во всех песнях Юрия Визбора присутствует
мягкий юмор, но часто то, о чем он рассказывает, как бы увидено через ту
призму, через которую преломляется все, чем живет
сейчас советский народ – через бутылку водки, синтетического вина
"Солнцедар" или, как он поет в одной из
своих песен: "И пили мы мерзкое что-то, похожее на "Каберне".
До истинной сатиры Владимира Высоцкого или едкого
сарказма Александра Галича Юрий Визбор
почти никогда не поднимается. Я сказал "почти", потому что истинный
поэт – а Визбор именно таков, – как бы ни пытался сдержать в себе те или иные
переживания, как бы ни старался уйти в какие-то иные темы, все равно скажет о наболевшем, пусть даже и в завуалированной форме:
Зазвенели купола:
Глянь! Страна Халабала.
Начищают купола
И звонят в колокола
Вот и вся Халабала!
В той стране Халабале
Сорок восемь королей.
С ними вместе, весела,
Королева там жила,
Но и та Халабала!
У страны Халабалы
Невеселые делы.
Ни прописки, ни угла,
Ни рекламного села,
Лишь одна Халабала!..
В статье "Туристские песни",
опубликованной в НРСлове 9 января 1977 г., Р.
Полчанинов писал по поводу "...журнала
"Кругозор", основанного в 1964 г., которому он (Визбор) посвятил свою
песенку "Страна Халабала". В этой песенке
говорится о первых днях журнала, когда он еще был
"без прописки и угла". Если бы это было так, то при чем здесь
"рекламное село"? Советские любители песен Визбора убеждены, что под Халабалой надо понимать весь Сов. Союз.
Была у Юрия Визбора еще одна песня, пришедшая к нам на самой первой его ленте,
"Друзей есть много в этом мире", где он говорит как бы о своей
квартире, но при этом подразумевает всю страну, зараженную
клопиным племенем, от которого нет покоя ни днем, ни
ночью. Герой песни безуспешно
пытается приспособиться к мирной жизни бок о бок с паразитами...
В последние годы Юрий Визбор оставил
журналистику. Насколько мне известно, не пишет новых песен. Все его творческие
силы уходят на работу в кино и на телевидении. Начав с эпизодических ролей,
Визбор обнаружил недюжинный талант и стал довольно известным киноартистом. Его
бесспорной творческой удачей является исполнение роли Мартина Бормана в
многосерийном телевизионном фильме "Семнадцать мгновений весны".
Вернется ли когда-нибудь Юрий Визбор к созданию песен?Трудно сказать. Будем надеяться, что вернется. Ведь истинный поэт не может молчать.
© Рувим Рублев, 1980-е г.
© Р.Фукс, И.Ефимов