О Серже Никольском (по воспоминаниям Бориса Тайгина).

Имя Сержа Никольского, долгое время хранившееся, пожалуй, в памяти только самых продвинутых коллекционеров блатного жанра, впервые стало более-менее известно после выхода в 1989 году на советской фирме "Мелодия" знаменитого винила "Памяти Аркадия Северного". На его обложке был помещен рассказ Рувима Рублева, в котором Никольский, записывавшийся на подпольной рентгениздатовской фирме Руслана Богословского, назван "предшественником Аркадия Северного".

С тех пор у очень многих людей, неравнодушных к истории нашего жанра, личность этого таинственного героя рентгениздата вызывала неизменный интерес. Но никто не мог рассказать о нем ничего вразумительного... Прошло слишком много лет, а в обилии новых имен и записей те полукустарные опыты 50-х годов совершенно затерялись. Все это представляло интерес только для таких "археологов", как мы...
Наконец, в 1999 году появилась статья известного питерского поэта Бориса Тайгина "Расцвет и крах "Золотой собаки" - как раз тех о славных делах питерского музыкального подполья 50-х годов. Борис Тайгин был не только непосредственным участником этого бизнеса, но и автором многих песен, которые как раз и исполнял все тот же легендарный Серж Никольский. Однако поскольку статья была все-таки в основном посвящена Руслану Богословскому, о Никольском там сказано очень немного...
Желая заполнить, наконец, это досадное белое пятно на одной из самых первых страниц нашей истории, мы обратились к Борису Ивановичу Павлинову (Тайгину). И спешим поделиться полученной от него информацией.
Итак, Серж Никольский - это сценический псевдоним. Настоящее имя этого исполнителя - Всеволод Степанов, родился он 24 мая 1937 г.
В 50-е годы он работал грузчиком на питерской бумажно-беловой фабрике "Светоч". Участвовал в фабричной самодеятельности. Руководителем этого самодеятельного оркестра был какой-то алкоголик, выгнанный из джаза Утесова. Вместе с этим оркестром Всеволод часто выступал в качестве солиста на танцплощадке в поселке Коломяги. Он обладал удивительным бархатным баритоном, и виртуозно владел артистической подачей песни.
Однажды один из работников "Светоча" пригласил своего друга Бориса Павлинова послушать этот самодеятельный оркестр и солиста-самородка. Павлинов пришел с магнитофоном, и сделал первую запись Сержа прямо в красном уголке фабрики. Это было летом 1959 года. Потом он записывал его и у себя дома и на домашней студии Виктора Смирнова (где позже будет произведена первая запись Аркадия Северного "под оркестр"). Аккомпанировали Сержу Никольскому в основном музыканты из той же самодеятельности, но были и записи под трио профессиональных гитаристов. Репертуар его состоял из песен Лещенко, фольклорного блата, некоторых песен, сочиненых Борисом Павлиновым: "Тюремный романс", вальс "Жизнь блатная", "Танго эмигрантов". Под трио гитаристов записывались в основном романсы: "Избушка", "Твои глаза зеленые", "Как странно". По мнению Павлинова, лучшего исполнения этих романсов ему больше никогда не приходилось слышать, ни у профессиональных, ни у самодеятельных певцов.
Магнитофонные записи Сержа Никольского Борис Павлинов отдавал Руслану Богословскому, а тот делал пластинки, которые с большим успехом расходились в народе. Последняя запись была произведена в 1966 году.
Жил Всеволод Степанов на Петроградской стороне, на Съезжинской улице. Последние годы работал сторожем. Умер от сердечного приступа в апреле 2001 года.
Вот то немногое, что нам удалось узнать об этом загадочном человеке, стоявшем у самых истоков наших славных дел. Пусть это будет скромной данью его памяти...

© Подготовил Дм. Петров, 2004 г.


 
 

 К главной странице

Кто был - тот не забудет. Кто не был - тот, возможно, будет...


© I.Efimov, V.Kovtun