У МЕНЯ НАРОВА ПОД ОКНОМ...
Эта статья посвящается нашему
другу Эдуарду Мольдону из Нарвы. Тем более, что она составлена целиком из его
собственных материалов.
Началось это всё в далёкие времена нашей работы над роковой книженцией "АС, СС"... Эдуард Александрович нарыл тогда всю инфу по Нарве, но просил использовать её по минимуму, потому что хотел сам подготовить и опубликовать статью на эту животрепещущую тематику. Увы, что-то пошло не так. Статья так и не появилась.
Прошли годы.
Я не знаю, где ж ты сейчас, наш
друг Эдуард? Может быть, устав от жизни этой?.. Но нет, хочется всё-таки
надеяться на лучшее.
Но, как бы там ни было, статьи о
Нарве всё нет и нет, и никто не знает, опубликует ли её Эдуард когда-нибудь в
нашей реальности...
И вот, может быть, я сейчас
проявляю чрезмерную самовольность. Но я решил всё-таки предать гласности все
материалы, что присылал мне Эдуард Александрович Мольдон в давнем 2004 году. Наверное,
14 лет – таки достаточный срок давности.
* * *
Предлагаю вашему
вниманию интервью, взятое мной 24 марта 2004 года у музыканта, бас-гитариста
Владимира Бривика (Брикмана), который в 1978 году аккомпанировал А. Северному
во время его выступления в кафе "Нарва" (Старое кафе), г. Нарва
(Эстония).
К:
– Каким же образом произошло ваше знакомство с А. Северным?
Вл. Бривик:
– Моё знакомство с Северным произошло где-то в конце февраля – начале марта
1978 года. Его приезд в Нарву не был случайностью. Дело в том, что наш город
ещё до приезда Аркадия часто посещал Владимир Тихомиров и Владимир Раменский с
женой Еленой. Все вместе они занимались здесь обивкой дверей. В то время это
был прибыльный бизнес, и как позднее рассказывал мне Тихомиров, значительную
часть заработанных денег они вкладывали в Аркашины записи. С Тихомировым и
Раменским меня познакомил руководитель нашего оркестра Николай Лысиков. Он
часто ездил к ним в гости в Ленинград и частенько останавливался у Тихомирова.
Они дружили. Коля Лысиков рассказывал о том, как он не один раз присутствовал
на записях Северного, и у него была большая коллекция концертов на бобинах
очень хорошего качества. Вот бы найти эту коллекцию. Жаль, что Николай умер: он
мог бы рассказать много интересного. Хотя конечно в то время он многое скрывал
от нас, и оно понятно, махинации с валютой…
К:
– В каком смысле?
Вл. Бривик:
– Был у них свой еврейский круг, куда они мало кого подпускали. Ведь они в те
годы успешно начали переправлять свои записи за границу. Здесь по народу гуляли
вторые, третьи и так далее копии, а качественные записи уходили за рубеж к
нашим эмигрантам и там продавались за валюту. Как уже это происходило, никто не
знает. Но в последние годы жизни А. Северного бизнес был поставлен на "широкую
ногу" и ориентировался на заграницу. Хотя в те времена деньги были не
главными, важнее было положение.
К:
– Давайте вернёмся непосредственно к теме музыки. По телефону вы сказали мне
про "обкатку" песенного материала. Как это происходило?
Вл. Бривик:
– Как я уже сказал, В. Раменский с В. Тихомировым начали приезжать к нам ещё в
1977 году. Останавливались они, я точно, не знаю где. Но по вечерам часто
приходили к нам в кафе "Нарва" отдохнуть. Раменский постоянно носил с
собой маленький чемоданчик, в котором были распечатки его стихов, наверное, и
другие тексты. Он говорил, что их у него было более 600. И вот, где – то месяца
за полтора до приезда Аркадия они предложили нам обкатать некоторые песни.
Подробностей я не знаю, так как договаривался с ними Коля Лысиков. Но могу
сказать точно, что замысел какой-то у них был. Песни на стихи Раменского нам
очень понравились. Некоторые из них прозвучали в нашем кафе впервые. Ну, а
Тихомирова волновало, как эти песни звучат со стороны. Не каждая из песен
становилась хитом, но если нравилась посетителям, то её начинали заказывать
помногу раз. Возможно, Тихомирова с Раменским интересовала потенциальная
хитовость этих новых песен. Ну и чтоб не было проблем с залитованностью. Запрещённый
репертуар мы исполняли очень осторожно. Мы тогда не знали, что они готовят
концерт. Всё решалось с Николаем Лысиковым, он был руководителем, а я был
молод. Мне тогда 25 лет было. В нашем оркестре работало 5 музыкантов. Сейчас
уже никого нет в живых, если только Алик – ударник, но он уехал в город Тулу. Вскоре
Лысиков объявил, что должен приехать А. Северный.
К:
– Какие же песни вы тогда исполняли?
Вл. Бривик:
– Играли, конечно "Ямщика" и "Не надо грустить, господа-офицеры".
Эти песни очень часто заказывали бывшие заключённые. К ним тогда было куда
более серьёзное отношение. Люди с понятиями были, не то, что сейчас. Также
исполняли "Чёрный туман", "Мне не дадут звезду героя", "Я
сижу в кабинете и вижу с тоской", "У геркулесовых столбов", "Я
больной, разбитый, одинокий" и "Я любил тебя издалека".
К:
– Какова история песни "О Нарве"?
Вл. Бривик:
– Эта песня стала тогда "коронкой" в нашем кабаке и продержалась
вплоть до 83 года. Позднее, конечно, её подзабыли, да, и, репертуар ресторанных
оркестров начал давать крен в сторону диско. Народ стал меньше интересоваться
такой музыкой. Могу точно сказать, что эта песня была написана В. Раменским
именно о "старом" кафе и Нарве. Были у него и другие песни, тоже
посвящённые нашему городу, но я сейчас не помню их названий.
К:
– Расскажите, как происходил концерт Северного?
Вл. Бривик:
– Точной даты я не помню: или в конце февраля, а может и в начале марта.
Возможно, о ней вспомнит кто-нибудь из администрации. А. Северный приехал
вместе с В. Раменским, его женой Еленой и В. Тихомировым. Остановились в
гостинице. Был с ними и ещё один неизвестный мне человек. "Рекламы"
концерта никакой не было. Видимо они сами этого не захотели. Поэтому всё
действие происходило при небольшом количестве народа. В основном это были
случайные посетители, но были и приглашённые. На дверях повесили табличку "Мест
нет". Северный и компания заказали большой стол, и много выпивки. Сами они
ничего не пили. Потом в разговоре я узнал, что Северный с Раменским подшиты.
Кажется, не пил и Тихомиров. Не знаю, употребляли ли они в этот период
наркотики, но могу сказать, что Аркадий выглядел нехорошо. Он был жутко худой,
и лицо было жёлтым, видимо шалила печень. Разговоры, конечно, о них ходили в
этом плане. Северный вышел на сцену, поздоровался со всеми присутствовавшими и
началось. Мы сделали две песни из его репертуара, но вышло так, что тональность
Аркадия не устроила, так как у нас все партитуры были сделаны под Колю
Лысикова. И тогда, Северный взял в руки гитару, то, что мы услышали, поразило
всех. Аркаша начал петь классические итальянские романсы, причём абсолютным
оперным голосом. Слова были спеты один в один. Как я узнал позднее, это был его
конёк в то время. Многих песен мне раньше не доводилось слышать. Пел он
немногим больше часа. Конечно же, по просьбам, спел под гитару песню "О
Нарве". Многие песни он посвящал друзьям. О чём он говорил конкретно, я не
помню. Вспомню – расскажу. Под конец мы отыграли ещё 2 или 3 песни вместе с
Аркадием, потом он вернулся к компании, и дальше пел Лысиков. Тихомиров с
Раменским нас угощали по полной программе. Так что под конец мы здорово набрались.
К сказанному могу добавить, что они праздновали чей-то день рождения, кажется,
самого Северного.
К:
– А запись на этом выступлении не производилась?
Вл. Бривик:
– Насколько мне известно – нет. Раменский с Тихомировым как-то сказали мне, что
вот, де, Высоцкий пишется только в Москве, а Северный только в Ленинграде. На
этот вопрос я не смогу ответить, так как играл. Может быть, Коля Лысиков,
какие-то песни и записывал. Он был рядом с аппаратурой, магнитофон то у нас
конечно был. Но это всё к его коллекции, если разыщите – станет ясно. У Коли
была гражданская жена, не знаю, в Нарве ли она живёт сейчас. Ну, а о концерте с
"Химиками" могу сказать, что в Кингисеппе есть дом культуры "Химик"
для работников "Фосфорита", и там была группа, кажется, с таким же
названием. А может, они такое название выбрали на время записи. В списке
музыкантов мне лично знакома только одна фамилия – это Морозов. Играл в этом ДК
такой музыкант. Других я не знаю.
К:
– Какое впечатление на вас произвело выступление А. Северного?
Вл. Бривик:
– Впечатление очень сильное. Никто и не представлял насколько у него мощный и
красивый голос. Аплодисменты он сорвал. Конечно, тогда мы восприняли всё
происходящее довольно естественно. Самый обычный человек, поёт красиво. Эх,
знать бы тогда, запоминал бы больше. А вот,песню про Нарву после долгих лет
услышал недавно в интернете и домой потянуло из Тель-Авива.
К:
– Какие события происходили после концерта?
Вл. Бривик:
– Аркадий поблагодарил нас всех за тёплый приём, обещал приехать снова. В Нарве
ему понравилось. Но больше мы так и не встретились. В мае 1980 года приезжал В.
Тихомиров сообщил нам о его смерти. Вообще Тихомиров с того времени часто
наведывался к нам в город. Я его встречал ещё в конце 80-х. Любовница у него была
здесь. Звали её Светлана, фамилию не помню. Кстати, работала она официанткой в "Старом"
кафе. Возможно, вам удастся её найти, ей многое известно. С Раменским мы тоже
пару раз виделись, а через год и его не стало. Про Тихомирова я только от вас
узнал. В 90-м году, когда уезжал, он ещё живой был.
К:
– Какие у вас планы на будущее?
Вл. Бривик:
– Пока буду находиться здесь в Нарве. Хочу, в дальнейшем, открыть у нас
Общество еврейской культуры. Возможно, буду работать по специальности. Я –
радио-электронщик. Между прочим, в конце 70-х, я делал "квакающие примочки"
для электрогитар и продавал другим музыкантам. Такое было дело.
К:
– Спасибо вам, Владимир, за то, что вы согласились встретиться и рассказать
такие важные подробности. Позвоните, если вспомните что-то ещё. Всего вам
доброго!
Интервью записал
Эдуард Мольдон ©
24 марта 2004
года
Нарва, Эстония
В интервью с
музыкантом В. Бривиком он рассказывал о том, что официанткой в "Старом кафе"
работала некая Светлана, якобы являвшаяся любовницей Тихомирова. Мне удалось
разыскать эту женщину. Сейчас ей 63 года, пенсионерка. Вспомнить ей удалось
немногое, но разговор с ней натолкнул меня на дальнейшие поиски. Воспоминания
её не были чем-то особенным и носили скорее личностный характер.
Начну с того,
что, во-первых, она подтвердила факт выступления А. Северного в Нарве в "Старом
кафе". С её слов, Северный действительно исполнял классический итальянский
репертуар под гитару. Что касается её отношений с В. Тихомировым, то они не были
такими близкими, как считалось ранее. В разговоре, она сказала, что Тихомиров
неоднократно пытался завязать с ней тесные отношения, но она их не поддержала.
Поэтому какие-то их творческие планы ей неизвестны. К тому же, она с
уверенностью заявила, что и Тихомиров с Раменским, а также, по её мнению,
Северный были на тот период кончеными наркоманами и прямо или косвенно эта
болезнь явилась впоследствии причиной их смертей. В день концерта она
обслуживала их столик.
Здесь есть один
интересный момент. По её словам, в этот день А. Северный был вдвоём с
Тихомировым, и Раменского с женой она, якобы, не помнит. Я думаю, что Раменские
остановились в этот день у своей подруги Полины. А по словам официантки
Светланы, Северный с Тихомировым остановились в гостинице.
Чтобы было
понятнее, скажу, что кафе "Нарва" (Старое кафе) находится на первом
этаже гостиничного комплекса, и в народе его называли "старым",
поскольку в здании гостиницы было расположено ещё одно кафе, открывшееся позже,
и у нас, во избежание путаницы, одно кафе называли "новым", а другое
– "старым". Северный с Тихомировым в течение всех дней, проведённых в
этой гостинице, периодически спускались в кафе перекусить. Официантка Светлана
неоднократно с ними беседовала, о чём были разговоры, она уже не помнит, но вот
одна интересная деталь запомнилась. Северный бравировал, говоря, что он очень популярен
в Ленинграде, и его популярность не меньше, чем у Высоцкого в Москве. На что
Светлана, шутя, ему ответила: "Да какой ты, мол, Высоцкий. Высоцкий актёр,
мужик такой крепкий, а ты худющий".
В дальнейшей
нашей беседе она рассказала о подруге В. и Е. Раменских – Полине. Так вот,
оказывается, эта женщина жила в Ивангороде, где работала стоматологом. По её
словам, Полина и сейчас жива, и я пытаюсь её разыскать. Ей, по словам
официантки, действительно много известно.
В завершении
нашей беседы с официанткой Светланой на мой вопрос: остались ли родственники
или другие близкие люди у руководителя оркестра "Старого кафе" Н. Лысикова,
она ответила, что в живых уже никого не осталось. Жена Николая умерла спустя
всего неделю после его смерти, а местонахождение его сестры установить пока
невозможно. Так что разыскать коллекцию записей Лысикова, видимо, не представляется
возможным, а жаль.
Недавно мне
удалось встретиться с бывшим музыкантом "Старого кафе" клавишником
Александром Лобановым. Он вместе с В. Бривиком тоже участвовал в той встрече. По
причинам давности многого он уже не помнит, но кое-что интересное он, на мой
взгляд, все же рассказал. В частности, он говорил, что так называемая
"обкатка" песенного материала имела место быть, но в другом смысле. Компания
Раменского действительно давала нашим музыкантам тексты и музыку, но как
выяснилось для пополнения их репертуара. Возможно, и не бесплатно.
Далее
выяснилось, что руководитель оркестра "Старого кафе" Н. Лысиков – единственный
в то время музыкант в нашем городе, который исполнял почти весь репертуар Северного.
Возможно, что Раменский и Тихомиров, неоднократно бывавшие в Нарве, подкидывали
ему новые песни. В том числе и магнитофонные записи. Далее Лобанов подчеркнул, что
оркестр "Старого кафе" не мог участвовать в записях Северного по
причине неопытности. Он со 100% уверенностью заявил, что в те годы в г. Кингисеппе
Ленобласти существовал коллектив под названием "Химик", и возможно в
него входили музыканты и из Ивангорода, считавшегося пригородом Нарвы. (см. об этом материал "Ансамбль "Химик", Нарва,
"Фосфорит!" – прим. публикатора)
Что касается
выступления Северного в Нарве – Лобанов подтвердил факт часового выступления. На
мой вопрос об исполняемых песнях он ответил, что песня на итальянском
действительно была. Это известная в 60-е годы итальянская песня, в русском
варианте на стихи Раменского "Часто ночами ища покоя". Само
выступление было в основном гитарным. Лобанов тоже отметил плохой внешний вид
Северного, который рассказывал о проблемах с алкоголем и о кодировке.
Коснулись мы и
коллекции аудиозаписей Северного у Н. Лысикова. Упоминание о Лысикове во вступлении
к песне о Нарве, да и Нарвы в частности было сделано по трём причинам. Как
следует из интервью В. Тихомирова, они пытались таким образом в очередной раз
замести следы, дав одно из названий концертам "Нарва-78". По словам
Тихомирова это было сделано потому, что в записи использовались стихи не
"залитованного" поэта Раменского, и потому что они отвозили эти
записи в Нарву (некий коммерческий ход). Мое мнение, что Лысиков был назван в
записи либо по своей просьбе, для своей коллекции. Либо это воспоминания самого
Северного. Что в общем одно и то же. Также хотелось бы сказать о том, что
возможно они и искали где-то у нас возможность записаться, сочетая приятное с
полезным. Раз музыканты были отсюда, могла быть и база. Вот только что-то не
получилось, и концерты пришлось делать в Питере. Но по словам нарвских
музыкантов, на запись их не приглашали. Да и они вряд ли могли иметь для этого
свободное время, будучи постоянно занятыми в кафе.
Также хочу вам
сообщить, что в последнее время появились очевидцы, уверяющие, что А. Северный
дал в Нарве 2 концерта, а не один, как я сообщал ранее. Второй концерт прошёл в
нашем ресторане "Балтика" в те же дни приезда Северного (как
известно, он был у нас около 4-х дней). Эти два заведения находятся недалеко
друг от друга. В ресторане "Балтика" играл другой оркестр. Сейчас я
ищу оставшихся в живых музыкантов. Кстати, в этом ресторане пару раз пел и А.
Розенбаум, ещё не будучи очень известным. Где-то в середине 80-х Розенбаум
часто приезжал к нам в Усть-Нарву к своей матери. Она любила там отдыхать. Теперь
его приезды носят официальный характер, и каждый свой нарвский концерт он
начинает словами: "Ну, здравствуйте, соседи!"
© Эдуард Мольдон,
Нарва, 2004
ДОПОЛНЕНИЯ
(материалы, опубликованные на
форуме "Северной энциклопедии")
Ансамбль
"Старого Кафе" – "Cafe Narva" п/у Николая Лысикова
(постоянный состав инструментального коллектива, существовавший при гостинице
"Нарва" (Hotell "Narva") в период с 1975-го по 1985-ый
годы).
Кроме
постоянного состава в ансамбле периодически на подменах играли и другие
музыканты: ударник Александр Игнатьев (умер в 90-е годы) и саксофонист
международного экстра-класса – Валерий Попов (со 2-ой половины 1980-х проживает
в США, где успешно выступает и записывается с американскими негритянскими
джазовыми музыкантами, пишет джазовые композиции, выпустил 2 собственных
сольных альбома, а так же в качестве сессионного музыканта принимает участие в
музыкальных проектах).
Саксофонист Валерий Попов – самый
успешный музыкант из коллектива ансамбля "Старого Кафе" 70-х годов,
до сих пор продолжающий заниматься музыкой и достигший определённых успехов в
музыкальной карьере. В 1980-е Валерий Попов играл вместе с известным российским
джазовым музыкантом – Сергеем Манукяном, признанным на сегодня одним из самых
ярких джазовых исполнителей в России. Несколько слов о великолепном джазовом
клавишнике и певце Сергее Манукяне: в первой половине 1980-х годов молодой
Сергей Манукян около 6-ти лет прожил в Нарве, играя на танцах и исполняя
известные западные хиты на английском языке в лучшем Дворце Культуры города,
благодаря усилиям директора которого, и богатых "спонсоров" – двух
крупнейших Электростанций Северо-Запада СССР, находящихся в Нарве – "Дворец
Культуры Энергетиков", в котором работал джазовый клавишник и певец Сергей
Манукян, имел в те годы свою собственную Студию Звукозаписи – на тот момент
одну из передовых в Эстонии и состоящую из лучшей и новейшей звукозаписывающей
аудиоаппаратуры производства стран Соцлагеря – Чехословакии и ГДР, а так же
Финляндии. В этой музыкальной студии в Нарве, при поддержке самых ярких и
лучших нарвских музыкантов, Сергей Манукян сделал свои первые достаточно
профессиональные аудиозаписи, принёсшие ему первую известность в бывшем Союзе,
разойдясь по коллекционерам – ценителям современного джаза. Отточив своё
профессиональное мастерство в Нарве, с приходом "Перестройки", после
отъезда из Нарвы и успешного участия в многочисленных джазовых фестивалях
бывшего СССР и за рубежом, в конце 80-х годов на Студии "Мелодия" в
Москве Сергей Манукян записал и выпустил свой первый джазовый виниловый
диск-гигант с песнями на английском языке, состоящем из авторского и
классического джазового репертуара в оригинальной переработке С.Манукяна).
По
воспоминаниям, во время выступления Аркадия Северного в Нарвском "Старом
Кафе" абсолютно все музыканты были в сборе (даже те, кто в тот вечер не
играл), никто не желал пропустить выступление Маэстро. По словам музыкантов
(ранее слышавших Северного только в записях), "живое" выступление
А.Северного, в особенности его мощный и глубокий "бархатный" вокал – тенор
"серебристого оттенка", произвёл на всех музыкантов и гостей-зрителей
(которых в тот вечер в "Старом Кафе" было около 40 человек)
неизгладимое впечатление.
Как рассказывал
ударник Сергей Муравьёв, аккомпанировавший А.Северному в "Старом
Кафе": "Ничего подобного (хотя бы отдалённо напоминавшего) ни до, ни
после голоса Северного на том выступлении, ему за всю жизнь более нигде и
никогда не приходилось слышать, и по сравнению со сделанными в Одессе и Ленинграде
аудиозаписями – это впечатление ни шло ни в какое сравнение с "живым"
исполнением Аркадия Северного, от которого в прямом смысле замирала душа, а на
столах звенела в тон посуда, мерно отдаваясь в оконные стёкла. Все были
буквально поражены глубиной таланта Аркадия, поскольку никто не ожидал
подобного эффекта – перед слушателями предстал Настоящий Артист и Певец с
большой буквы, и после этого концерта по городу ещё долго можно было услышать
восхищённые воспоминания от посетителей "Старого Кафе", ставших в тот
вечер случайными зрителями того магического выступления, которое высоко оценили
абсолютно все, от простых гостей, до весьма искушённых и придирчивых
джазменов-профессионалов..."
Фото 1981-ый
год.
Слева направо:
Александр Лобанов (клавиши), Владимир Брикман (бас), Сергей Муравьёв (ударные),
Николай Лысиков (ритм-соло, вокал). Состав музыкантов на фото практически
полностью соответствует именно тому музыкальному составу, который
аккомпанировал Аркадию Северному в "Старом Кафе" (кроме соло-гитариста
Василия С., также аккомпанировавшего Северному) в марте 1978-го года, по другим
воспоминаниям – в ноябре 1978-го во время 2-го приезда Северного в Нарву.
Все музыканты – кроме
руководителя оркестра Николая Лысикова и ударника, периодически игравшего на
подменах и присутствовавшего на концерте А. Северного в качестве зрителя – Александра
Игнатьева), сегодня живы и здоровы, и со всеми удалось встретиться и записать
их воспоминания о приезде А. Северного в Нарву. На этой сцене в "Старом
Кафе", будучи в Нарве, пел Аркадий Северный. Из репертуара нарвского
ансамбля начала 70-х годов была взята песня "Я за тобой не побегу"
(автор музыки и слов оригинала до сих пор неизвестен), которую затем В.
Тихомиров с В. Раменским использовали для создания песни "О любви я петь
не буду" (по свидетельствам многочисленных очевидцев, оригинальное
название, данное этой песне самим В. Раменским – "Старый мотив",
именно под этим названием песню всегда заказывали для исполнения посетители в
кафе). Впоследствии, в 1-ом концерте с анс. "Химик" п/у Б. Я.
Циммера, Аркадий посвятил эту песню городу Нарве, "Старому Кафе" и
музыкантам ансамбля, а затем поэт Владимир Раменский, по личной просьбе
руководителя ансамбля "Старого Кафе", подарил эту песню для исполнения
нарвским музыкантам; и вплоть до начала Перестройки в 1985-году почти 8 лет это
песенное произведение было визитной карточкой "Старого Кафе" и его
часто заказывали как нарвские посетители, так и многочисленные ленинградские
туристы, приезжавшие к нам в город отдохнуть на выходные.
Как стало
доподлинно известно, в свой первый приезд в Нарву в марте 1978-го года (12
марта) Аркадий Северный вместе с ленинградскими и нарвскими друзьями отмечал в
"Старом Кафе" свой день рождения – 39-летие, и пробыл в нашем городе
почти неделю. По воспоминаниям очевидцев, Аркадий и Владимир Раменский, будучи
закодированными от алкоголя, на дне рождения совершенно не пили, зато вдоволь
наливали нарвским музыкантам, а их стол ломился от выпивки и закуски. По
воспоминаниям, на дне рождения Аркадия присутствовали: супруга Аркадия Зинаида
из Одессы, Валентин Мироновский, Владимир Тихомиров, Владимир с Еленой
Раменские, Лев Красовский, Вячеслав Андреев, Полина Муравьёва (нарвская и
близкая подруга Елены Раменской), а так же официантка "Старого Кафе"
Татьяна Павлова и её постоянный сожитель в то время, тренер по гребле Лев
Моисеенков (которым была посвящена песня "У Геркулесовых столбов" в
1-ом концерте А.Северного с анс. "Химик" – "Концерт, посвящённый
двум Владимирам", март 1978 год).
Коллектив
работников Кафе "Нарва" ("Старое Кафе"). Фото 1982-83 годы.
На снимке,
вторая в нижнем ряду (слева направо) – официантка Татьяна Павлова, которой
Аркадий Северный посвятил песню "У Геркулесовых столбов" в 1-ом
концерте с анс. "Химик". В верхнем ряду, вторая слева: сестра Татьяны
Павловой, официантка Светлана Ванина – близкая нарвская знакомая В.Тихомирова,
левее рядом с ней Главный администратор "Старого Кафе" – Нина
Петровна Шкиря, неоднократно общавшаяся с Владимиром Раменским, когда он
подолгу проживал в гостинице и посещал "Старое кафе", и
музыкант-клавишник оркестра кафе Александр Лобанов.
Немного ещё об
истории "Старого Кафе" в Нарве. Ныне нарвская гостиница (одна из
нескольких крупных отелей в городе), в которой в 1977-80 годах многократно
останавливались Владимир с Еленой Раменские, Владимир Тихомиров, Лев
Красовский, Валентин Мироновский, Вячеслав Андреев, а так же дважды
останавливался Аркадий Северный со своей супругой из Одессы Зинаидой,
претерпела большие внешние и внутренние изменения и крупную реконструкцию, став
весьма респектабельным трёхзвёздочным отелем "Нарва". Кафе-ресторан
"Нарва", уже более 45-ти лет находится на первом этаже здания
гостиницы и выделяется на фотоснимке большими окнами. За годы существования
кафе перестраивалось неоднократно; несмотря на это, при всех своих изменениях,
бытовавшее в 70-80-е годы среди народа название кафе-ресторана
"Нарва" – "Старое Кафе", осталось и поныне, прочно
прикрепившись к городскому гостиничному кабаку.
И сегодня в нём
кроме танцевальных диско-вечеров периодически выступают коллективы, играющие
живую музыку, а так же останавливаются известные артисты, приезжающие на
гастроли в Нарву (поскольку менее чем в ста метрах левее от гостиницы,
находится крупный городской Дворец Культуры под названием "Ругодив",
где гастролирующие приглашённые артисты и коллективы дают свои концерты), это
удобное близкое расположение – места выступления и места для отдыха – всегда
привлекало многих исполнителей выступавших в Нарве в 70-е – 80-е годы (и в
сегодняшнее время), таких как: А. Пугачёва, И. Понаровская, Л. Долина, Э.
Пьеха, А. Фрейндлих, А. Розенбаум, А. Дольский, Ж. Татлян, Леонид Утёсов, Георг
Отс, М. Боярский, В. Золотухин, М. Пуговкин, Олег Даль, Андрей Миронов, С.
Фарада, Георгий Ордановский и анс. "Россияне", анс. "Сябры",
анс. "Песняры", анс. "Поющие гитары", джазовый оркестр
"Ленинградский Диксиленд" и многие-многие другие артисты. С каждым из
названных артистов связаны свои определённые, порой любопытные истории, о
которых помнят и рассказывают сегодня бывшие работники кафе и гостиницы. По
воспоминаниям работников, любили частенько сиживать в этом кафе и представители
местного отдела приснопамятной организации КГБ, а также заезжие отдохнуть в
Советскую Прибалтику крупные представители "теневого бизнеса" из Москвы,
Ленинграда и Кавказа.
Кроме прочего, в
советские годы Нарва имела невесёлый статус "101-го километра" (от
Питера), и в городе всегда с лихвой хватало "криминальных элементов",
а в 20-ти километрах от города находились две крупных "химии", где
отбывали свой срок "заключённые-химики" (о них припомнил в своём
концерте с одноимённым названием ансамбля Аркадий Северный, есть предположение,
что на нарвской "химии" отбывали свой срок какие-то ленинградские
друзья Аркадия, и в прошлом "сидевших" Раменского и Тихомирова, и
вполне вероятно кто-то из них присутствовал на выступлении Северного в
"Старом Кафе", так как в те годы за примерное поведение некоторых
заключённых-химиков выпускали на выходные в город до 22.00 часов вечера, так
что упоминание "химии" и "химиков" Северным в концерте было
не случайным "вымыслом" или "легендой", на которые всегда
был так горазд Аркадий).
Несмотря на всё
это, те добрые времена были на редкость тихими и спокойными, народ превосходно
отдыхал и гулял на всю катушку, никто не ставил решётки на окна, двойные двери,
квартирные сигнализации и т.п.
Сегодняшняя
новая Администрация кафе, зная о богатой истории этого места, в настоящее время
стало использовать некогда сленговое (народное название) этого питейного
заведения "Старое Кафе" вполне
официально (в афишах вечерних программ в кафе и т.д.), а на стене в фойе
гостиницы (по традиции европейских гостиниц и баров) появилась своеобразная
"Доска почёта" – фотографии, запечатлевшие приезжих известных
знаменитостей, посещавших наш город и останавливавшихся в нарвской гостинице
"Нарва".
© Эдуард Мольдон,
Нарва, 2010
© http://severnij-forum.ucoz.ru/forum/15-923-1
ПРИЛОЖЕНИЯ
Гостиница "Нарва"
(ул. Александра Пушкина, 6) в 1968 году.
Гостиница
"Нарва" в 1970-е г.г.
Гостиница в наши
дни
http://www.stena.ee/blog/narva-teryaet-neispolzovannye-vozmozhnosti
______________________________________________________________________________________
© Б.Ф. 2018