Валерий Заварин

ВОСПОМИНАНИЯ ОБ А. СЕВЕРНОМ

Мое знакомство с Аркадием, точнее с его записями, произошло где-то в середине 70-х, у меня его папа очень любил слушать, постоянно крутил его песни, там... И вот, значит, я его спрашиваю: "Кто это поет? Что? Откуда?" И мне папа, значит, говорит: "Это поет Аркадий Северный. Он сам эмигрант, сейчас живет в Германии. Вот там он и пишет все свои альбомы. " Ну, я так и стал думать, что он где-то за кордоном, давно, уже живет. Тем более, мне папа говорил, что его по "Свободе" все время крутят. Вот такое было у меня сначала представление о нем. А потом, мы играли в этой, в "Октябрьской", и один парень из нашего оркестра приходит с одним мужичком, таким, по его виду, ну явно, что с похмелья. Ну, ко мне они подходят, мы разговорились. И этот мужик говорил все о музыке чего-то, я так понял, что он нашего человека хотел к себе пригласить на какую-то халтуру. Подыграть, или еще что-то. И вот мне его представляют: "Северный Аркаша!" Ну, я, конечно, не поверил: "Не может такого быть, ведь Северный-то, в Германии живет. Эмигрант. Ну, и все такое-прочее". А мне говорят: "Нет, это тебе какие-то легенды понарассказывали..". "Вот так.."., – думаю, – "Ничего себе!" Ну, а потом уже нас пригласили на совместный концерт с ним. Писал этот альбом Сергей Иванович, точно помню, что микрофонов было 8 привязанных штук, на веревках. Ну, там конечно, было много лажи. Я не знаю, оставил ее Сергей Иванович, или повырезал? Мы тогда еще сопляками были. Музыкантов собирал Коля Резанов. Вот... Я был, Жора Чиков на трубе, Виталик Смирнов на саксофоне и кларнете, Коля на гитаре и на банджо играл-пел, Славка Маслов – на басе играл, очень сильный басист, он еще в "Поющих" одно время играл, и Лелик Пирхансов на барабанах. Я, кстати, на запись пришел позже всех. Я предупредил, что у нас с утра собрание будет, и я приду позже на час, на два. Я когда с собрания прямо на Кошевого приехал, они уже чего-то репетировали без меня, может даже и писали. Дверь мне открыл Раменский, он тексты песен им писал. Он сразу меня провел на кухню. Я говорю: "На кухню-то, зачем, ведь все в комнате?" А меня Раменский сажает за стол, и целый стакан наливает, под завязку. "Пей!." – говорит. Я хлебнул, чуть не упал со стула, это был спирт. Он мне говорит, что это штрафная, да и вообще, чтобы веселее игралось. Я еле пол-стакана выпил, и мне этого на всю запись хватило. Еле на ногах стоял. За часов 6-7 отписали мы эту пленку. Писал все это Сергей Иванович, как я уже говорил, я не знаю, жив ли он сейчас, ведь я его в последний раз видел лет, наверное, 15 назад, в "Виктории", на Петроградской.

– Жив, ему сейчас 77 лет.

– Да, ну вот видишь.

– Валерий Иванович, а кто пел такую босса-нову "Кабальеро"?

– Толя и пел ее, вроде.

– А про темницу?

– Я не помню. Помню, что кто-то еще из гостей пел, кроме Резанова и Северного. Летчики какие-то были, вот кто-то из них и пел, еще вроде. Пленка-то эта у меня лежит, но я ее давно не слушаю. Да и еще. Мы когда, эту запись с Аркашкой сделали, я ее своему папе принес, он обалдел, от того, что Северный в Питере живет, а не эмигрант, и от того, что я с ним играл. Он ее сразу себе переписал и говорит: "Все, это мое!..". Там конечно, была такая сильная песня, Колька пел, нам она очень нравилась, называется "Ты далеко, мой старый друг..." Мне от нее всегда плакать хочется, не могу ее до конца выслушать. Не выдерживал.

– Валерий Иванович, а ты еще с Северным после этого виделся?

– Видел я его еще, в кафе "Электрон", мы тогда там играли, он к нам заходил несколько раз, там, с ребятами посидеть, пообщаться.

– А с Крестовским только на пластинке вместе играли?

– Нет, почему? Он у нас в оркестре играл на гитаре, электро, и на акутике. Мы тогда как раз играли в этом самом..... Ильича ДК. Как его сейчас? Вот вылетело из головы. Сейчас, подожди... Это.

– Культурный центр "Московский", рядом с бассейном и Московским райисполкомом.

– Да, вот там мы играли, это было где-то в начале 80-х годов, и он у нас был гитаристом.

– А с Масловым много играли?

Ну так, когда как. Я с ним чаще всего просто так встречался, чем играл. По утрам я его часто встречал, когда на работу шел, мы жили тогда рядом. Музыкант хороший, но жалко, что помер, все от этого помираем.

 

© Михаил Лоов, июнь 2006 г.

 

первоначально опубликовано на http://arkaha.ucoz.ru/publ/1-1-2 (ныне не существует)