Аркадий Северный  с анс. "Химик" 
Второй концерт

Дополнительная  информация


  

Б. Циммер (с гитарой), М. Иванова, В. Вахромеев (ударные),  – фото сделано до записей  "Чайки" и "Химика"

В. Морозов, В. Вахромеев, Б. Циммер,
М. Иванова
– фото сделано до записей  "Чайки" и "Химика"

Мария Иванова

В. Раменский, В. Тихомиров,
А. Северный

А. Северный с Зинаидой

Аркадий Северный


 

Борис Циммер

– Что ж, начиная разговор о "Химиках", я хочу сказать, что для многих эти записи были в буквальном смысле загадкой. Ведь Вы же помните легенду: Владимир Тихомиров сам долгие годы поддерживал информацию, или слухи о том, что всё это писалось в г. Нарва, и музыканты эти были то ли из Нарвы, то ли из Ивангорода…

– Да, но на самом деле, ни в какой Нарве мы, конечно, не были. А записывали всё на квартире у Володи Раменского, улица Олега Кошевого…

– Дом 12, квартира 1.

– Да, на первом этаже у Володи квартира была… Приходилось там занавешивать от шума окна и т.д.

– Вы не скажите два слова о том, как происходили эти концерты?

– Как происходили… Ну, Тихомиров звонил мне, мы тогда с ним были приятели. Звонил и говорил, что на следующей неделе, там, в пятницу или когда, приезжает Аркаша Северный, и вот надо там ему что-нибудь саккомпанировать. А у меня был тогда свой коллектив, небольшой…

– Вы где-то уже играли тогда?

– Да, я играл на свадьбах, в ресторанах, на подменах играл. Постоянно я нигде не играл. Потому, что всё время с утра я занят, я врач, и до пяти работал. А вечером мы уже где-то играли. У меня был свой коллектив постоянный. Басист, с которым я потом лет 20 ещё играл…

– Морозов.

– Морозов, да, Вася. Потом, Маша – певица наша. Барабанщик тогда был другой, когда был Аркаша. Он плохо кончил и... молодым умер, очень давно. И, после этого, я поменял барабанщика, и всё оставшееся время играли уже с другим…

– Вы не могли бы назвать весь состав вашего коллектива.

– Володя Вахромеев – барабаны, Вася Морозов – бас-гитара, ну, меня вы знаете, и Маша Иванова, певица. Вот наш состав был, а потом я уже играл с другим барабанщиком – Резвухиным Сашей, это уже после Северного.

............................................................................

– Хорошо. Итак, насколько я понял, все выше перечисленные записи производились на квартире у В. Раменского.

– Да, на его квартире оба раза писали, завешивали там окна, делали акустику, улучшали одеялами, тканью…

– Не помните, на сколько магнитофонов производилась запись?

– На один. С начала был магнитофон "AKAI", по-моему. Сколько дорожек я не помню. А потом он поменял его…

– По моим сведениям один из концертов писали на магнитофон С. И. Маклакова, а вот запись другого производилась на отечественный "Ростов", он тогда только вышел.

– Да-да, по-моему "Ростов", он его ещё купил за какие-то большие деньги, с большой переплатой…

– Что касается фотографий, сделанных при этой записи: на них взят исключительно крупный план Аркадия и совсем нет музыкантов.

– На самом деле, мне не хотелось попадать в фото, и поэтому мы просили о том, чтобы нас в кадре не было. В общем, нарочно уходили от объектива. Времена были тогда не очень, и мы побаивались, и не хотелось светиться.

– То есть, фотографировали только Аркадия, а вы были в стороне.

– Ну да, он-то был засвеченный.

..................................................................................

– ... Использовался ли вами ревербератор на этих записях?

– Да, пружинный. Он был встроен в сам аппарат "Regent" 30H. Это такая модель, которая шла с ревербератором. Линейка "Hamend", фирма, которая делала эти немецкие усилители. Там была линейная задержка, которая создавала эффект объёма, объёмного звучания.

– Да, гитара действительно звучала великолепно, а на голос накладывались какие-либо эффекты?

– А голос, по-моему, тоже шёл через нас, но мы на него ревер ставили совсем не большой. Мы же все писали через один усилитель, и степень реверберации регулировалась отдельно по каждому каналу. В один вход была подключена гитара, а во второй – микрофон. А далее, уже всё шло на микшерный пульт и магнитофон.

– Технический вопрос: когда играешь с ударными в одной комнате, вам удавалось слышать друг друга?

– Ну, вообще не очень, конечно. Было тяжеловато, много проблем было со звуком. Но мы уже махнули рукой, задача стояла быстро записать. Хотя писали мы там всё это целый день, с утра до вечера.

– С дублями?

– Нет. Практически так: он впервые прочитывал текст, Аркадий, по этой бумажке… Так, прочитал… Ага: "Ну, примерно получится так: та-та-да-та, та-да – да… Поехали!". Тональность? Подобрали, примерно, по голосу: Ре-минор. И вперёд! А на ходу уже ловили мелодию и всё остальное…

– То есть тон задавал Аркадий.

– Да, он задавал какой-то общий рисунок; басист набирал риф, а я уже обрабатывал мелодически.

– А вообще у вас не было пренебрежения к тому, что там почти везде т.н. "блатная" последовательность аккордов. Я по своему опыту знаю, что такая однообразность построения народных мелодий часто даже раздражает музыкантов. Вы не пытались как-то украсить, развить мелодически?

– Да там Аркадий сам даже какие-то рок-н-рольчики пытался изображать… А так играли, как ложилось, и уже по ходу подстраивались друг под друга.

– В общем, не обращали внимания.

– Да, не обращали внимания. Нас это не очень интересовало – мы отыграли и ушли. Но, в то время, наверное, другое отношение к этому было. Это сейчас уже как антиквариат воспринимается, а тогда – скорей бы записать, получить, сколько нам полагается, и до свиданья!

...............................................................

– Если можно, то расскажите как к вам пришла Маша Иванова.

– Ну, Маша, Маша… Она… Её выгнали из университета, по-моему… Но это долго рассказывать… У неё папа – профессор-филолог был. Она и сама языки знала, училась на португальском факультете. Свободно владела английским, португальским, и хорошо так пела джаз. Джаз пела замечательно. Записей её нет, к сожалению. Разве что, кроме наших с Аркашей. Мы тогда вообще ничего не записывали, а просто играли.

– Но даже на этих записях чувствуется, что у неё хорошая вокальная школа.

– Это да; правда, она пела там абсолютно пьяная… Трудно сказать, что у неё там получалось, я так послушал… Но то, что голос у неё был, это однозначно. Манера была своя. По тем временам это было неплохо. И мы играли с ней на свадьбах, на юбилеях, на банкетах… А потом, вскоре после этих записей, я её потерял из виду. Она вышла замуж и уехала куда-то со своим мужем. Он у неё закончил португальское отделение, и они уехали... Возможно, что и в Португалию, точно я не знаю. Вот и всё, наверное…

© Алексей Черкасов, 15 сентября 2004 г.  "Легендарный "химик" Борис Циммер"

 

 

Валентин Мироновский

Как я познакомился с Аркашей? Это была чистая пьянка. Чистая – буквально. К тому времени он уже записал с Жемчужными несколько концертов, и мой хороший знакомый, Володя Раменский, говорит при встрече: "Аркаша приезжает из Одессы, будем писать концерт – надо сделать микшер". Я к радиоаппаратуре по своей профессии имею отношение, поэтому, конечно, согласился. Вот так через Раменского я с Аркадием и познакомился. А потом у Володьки спрашиваю: "Где ты такого блатняка отыскал?" Он ведь по пьянке из себя очень крутого строил, недаром у него есть песня "Кафе "Мерани"", которую Раменский для него специально написал. Ну вот – решили писать концерт, будущий "Химик"-1. Организовывал его друг Раменского ещё по зоне, Володя Тихомиров. Он прямо завёлся – давай да давай сделаем концерт. Музыканты приехали из Нарвы, никого из Жемчужных не было. Хотели сначала писать у меня дома, но я отговорил: "Нет, ребята, у меня нельзя – стены слишком отдают. Старое дерево, настолько высохшее, что ничего не получится, не будет звука". Поэтому писали, как обычно, у Раменских. За каждый "Химик" Аркадий получил по 250 рублей. Качество получилось весьма приличное, хотя писали на отечественный аппарат: не то "Ростов", не то "Союз". Но один канал всё-таки завалили. Пока я сидел за пультом – всё шло нормально. Стоило на минуту отойти – сразу кто-то начинал крутить ручки, настраивать по-своему. Ведь у людей разный слух, я не говорю, что у меня он идеальный. Но где-то что-то убрали, и звук стал не тот – поплыл. А вообще самый качественный концерт – 13-й, так называемый с ансамблем "Чайка". Его Маклаков писал на "AKAI" через "AKAI", чтоб лучше микшировать. Вот там в оригинале качество почти студийное. Кстати, насчёт названия "Химик" – это от слова "схимичить". Мы же эти "Химики" втайне от Маклакова "схимичили", он был не скажу, чтоб очень доволен. Всё говорил – что за концерт, инструментов мало, примитив – то ли дело "Жемчужные". Может, просто завидовал, что удачно получилось, и песни там неплохие. Вот на 1-м "Химике" Аркадий посвятил мне песню, причём – первую попавшуюся. Я ведь три раза запись останавливал, три раза! Сперва он одну песню хотел посвятить, потом другую, третью. А когда я, пардон, вышел в туалет, они и врубили магнитофон. Я вошёл, говорю: "Зачем это надо, кому?" А они ржут. Вот из-за этой песни, наверное, вы со мной и разговариваете. А то кто бы знал, что есть такой Мироновский. Кстати, на одном "Химике" Аркадий был абсолютно трезвый – просто поставили такое условие – а на другом в дымину. А Машка пела в "Химиках" оба раза пьяная, но всё чётко, без вранья, без сбивок.

Беседа с В. Мироновским  

© Я. Браславский, А.Васин, С. Лепешкин, Ленинград, 06.10.1991.

 

Александр Давыдов

Да, кстати, название не случайное, они же ведь нахимичили эти концерты, в тайне от Сергея Ивановича. Писалось это все опять у Раменского. Он же был автором всех песен, на первом "Химики". На втором концерте там уже было много авторов песен, не только Раменский. Музыканты были почти все те же. Барабанщик был другой. Гитарист и басист те же. Только вместо акустики Резанова, была еще одна электро-гитара, на которой играл Тихомир, в соседней комнате, и по наушникам слышал всю запись, происходящую в соседней комнате. Было все очень серьезно, как на настоящей студии – музыканты с Аркашей, и гости – в одной комнате, а Тихомиров и звукооператоры записи – в другой комнате.

– Ну, барабанщика, который был на двух концертах "Химик" звали Вахромеев, ко кликухе "Таракан", он на фотках такой, вечно, в черных очках. А вот по поводу Тихомирова очень интересно. Вот, наверное, почему Борис Циммер мне постоянно говорил, что их на записях "Химиков" их было трое (гитара, бас, барабаны). А про вторую гитару он всегда говорил, что это, очевидно, накладка, сделанная, уже после записи. Получается, что Циммер тупо не видел, что в это время Тихомиров хуячит на второй гитаре, в соседней комнатухе.

– Во-во!

– Но на этот раз не было Маклакова, Корниенко?

– Да их не было, за пультом сидел Мироновский.

– А магнитофон был один?

– Нет, два. Один, как на "Чайке", был Субботина, а второй Буратино приносил. Да, но тоже магнитофон был отечественный какой-то. Марки не помню. Вроде, еще один "Ростов".

– А саму запись спонсировали "Молочные братья"?

– Да, так они и с "Чайкой", вроде, еще помогали. Кстати, на первом "Химике", тоже был конфликт. Где-то в середине записи к Раменскому пришел Слава Рыжий. И хотел поприсутствовать на записи, так его Тихомиров стал гнать, а тот не уходит. Ну, тот ему пару раз по балде и щелканул. Их-то разняли, но Рыжий сильно тогда посрался с Тихомиром. Они вообще всегда тяжело общались. У них там свои дела старые были. Они познакомились на малолетке, и еще по малолетке имели зуб друг на друга. У них там, я ж говорю, что старая вражда. Вот Тихомир и сказал, что не позволит Рыжему присутствовать на концерте. А так все нормально было. Запись тоже очень хорошо пошла, потому что звук был хороший.

– Кстати, эта одна из тех немногих записей, где ревер был такой, как "холл", а не обычная задержка на микрофоне, типа "делэя", которая очень широко применялась тогда, на подпольных записях, благодаря сквозному каналу, в магнитофонах, или педалям.

– Да голос, там у Аркашки вышел, как на профессиональной студии.

– Ты, кстати, знаешь, этот концерт, т.е. "Химик", и именно первый – это самое настоящее настроение Петербурга. У меня много всяких таких ассоциаций вызывает прослушивание этого концерта. Да, первый "Химик" – это, в натуре, романтически-лирический концерт, одним из главных номеров, которого был прибитованный психоделлик, в исполнении Марии Ивановой, которую покойный Копров, называл всегда, почему-то, Назаровой. И не он один, кстати. Вещь про прокуренный тамбур, дачного поезда. Там она показала во всей красе, все свои голосовые возможности. При том возможно, что она способна и на большее. Это же касается и вещи про то, как ты помнишь ту весну?.. Вот это две самые главные вещи в двух "Химиках".

 

– Ну, а что же было на "2 концерте с ансамблем "Химик"?

– Да, ничего особенного, его сразу где-то, через неделю, записали, после первого. Только, как я уже говорил, был скрипач бухой, в дугу. Песни были не все Раменского, там много Дольского было, Высоцкого, этого самого... блядь, забыл, он потом еще с "Жемчужными" приезжал в Ленинград писаться...

.....

– Ну, что еще такое рассказать? Предлагали мы Аркаше перепеть что-нибудь из Шеваловского, но он сказал, что кроме Шеваловского никто не споет подобный репертуар, и лучше он будет петь что-то, более ему близкое. Он как-то, кстати, не особо злился на обертоновскую компанию и Шеваловского. Ну, и собственно, знаменитая вещь "Чума и бацилла", которая была исполнена специально для меня. Песня, благодаря который, мы сегодня, вот, сидим....Песня, которая принесла больше всего горя. Но я ни о чем не сожалею... Вот... Я ребятам всем говорю... Тихомирову, Раменскому... Короче, а не мог бы Аркашка, для меня что-нибудь исполнить...

...Ну, ладно, я попросил Аркашу что-нибудь спеть, и чтоб он мне посвятил. Он там пел для многих по просьбам. Ну, я говорю Аркаше спой про "Чуму", он с Шандриковым в Одессе ее пел. А ему Раменский и говорит: "Аркаша, чего ты будешь просто так ему петь? Попроси бабок!.." Ну, Аркадий мне и заявляет: "Бабки давай!.." Я у него спрашиваю, сколько ему нужно. А Раменский ему говорит: "Проси стольник!.." Мне на такое, конечно, не жалко было. Аркадий, правда, мой стольник не взял, а попросил его отдать Раменскому. "Я, – говорит, – с друзей бабок не беру"...

Я ему какой-то текст посвящения наговорил, чтоб тот для меня сказал. И вот запись! И тут Аркадий был в ударе, как начал про меня говорить, короче, совсем не то, что было оговорено. Но получилось очень прикольно. Я ему говорю, зачем он так много про меня наговорил. А он и отвечает: "Чтобы на стольник уложиться!..." Вот, в принципе, и все, что запомнилось мне из записей Аркаши, на которых я присутствовал.

март 2007

© (Из статьи М. Ш. Лоова "Александр Давыдов по кликухе "Негр", опубликованной на сайте arkaha.ucoz.ru, ныне несуществующем)  [копия]

 

Дополнение. На 2019 год появилась и такая информация: Евгений Кадников рассказывал В. В. Морозову, что Давыдов вообще не присутствовал на записи "Химика", а деньги за посвящение передал через Кадникова.

No comments.

 

Об истории записей "Химика" – материал С. Лахно

 

Видеоматериалы от В. В. Морозова

 

 

________________________________________

 

О дате записей с ансамблем "Химик"

В большинстве источников датой записи этого концерта указывалось 1 марта 1978 г., а предыдущей записи с "Химиком" – февраль. Однако на первой записи звучит песня на стихи Раменского "Цены снизили опять", а снижение цен на некоторые товары с одновременным повышением цен на бензин, кофе и ювелирные изделия было 1 марта 1978. Таким образом, первый концерт с "Химиком" мог состояться по крайней мере не раньше, чем через несколько дней после этого.

По свидетельству басиста "Химика" В. В. Морозова, обе записи были произведены в течение двух дней подряд, и могли быть осуществлены только на выходных. Таким образом, наиболее ранней датой записи может быть  4-5 марта. Либо последующие выходные, исключая 11-12 марта, – по материалам Э. Мольдона, полученным в Нарве, 12 марта А. Северный отмечал в Нарве день своего рождения. (См. об этом статью "У меня Нарова под окном").

 

     

СПИСОК  КОНЦЕРТОВ

МАГНИТИЗДАТ

 © "Магнитиздат" 2013