Аркадий  Северный  с  анс. "4 брата и лопата"
"Памяти  Кости-аккордеониста"

Дополнительная  информация


  

А. Северный, Л. Вруцевич, В. Васильев, С. Шнейдер

А. Северный, С. Шнейдер, Р. Фукс

А. Северный, С. Шнейдер, Р. Фукс

 

С. Шнейдер, Р. Фукс, В. Васильев,
А. Северный

А. Северный, С. Шнейдер, В. Васильев, Р. Фукс

Здание Ленпроекта, фото 1976 г.

А. Северный

 

 


 

 

 

В истории этого концерта ряд моментов до сих пор остается неясным. Имеющиеся по ним сведения, к сожалению, противоречивы и скудны.

 

Музыканты

Состав музыкантов, принимавших участие в записи, окончательно установить так и не удалось.  Несмотря на то, что В. В. Ефимов принимал непосредственное участие в приглашении музыкантов, его сведения не полны. По словам В. Ефимова, состав был тот же, что и на записи "Первого одесского" (т. е. В. Васильев, А. Резник, С. Шнейдер и Ю. Иванов), плюс виолончелист В. Сидоров. (По данным М. Лоова, в фолк-рок ансамбле "Акварель" действительно был виолончелист Виталий Сидоров). Однако С. Шнейдер называл другую фамилию виолончелиста – Леонид Мусаев (музыкант из "Поющих гитар"). Существует также аудиоинтервью С. И. Маклакова, где он, перечисляя музыкантов, говорит: "Виолончель – Прохоров". При уточнении выяснилось, что он зачитывал фамилии с обложки диска RСD. Однако так и осталось неясным, откуда попала на диск такая информация.

Кроме того, по информации  В. Васильева и С. Шнейдера барабанщиком, участвовавшим в записи, был не Ю. Иванов, как на "Первом одесском", а Аркадий Герштейн, игравший в тот период в ВИА "Поющие гитары", как и остальные музыканты ансамбля (а позже – в ансамбле "Солнце" вместе с С. Шнейдером). Манера игры барабанщика на записи "Памяти Кости" действительно отличается от игры на "Первом одесском".

 

Продолжительность и состав записи

По имеющимся сведениям, запись этого концерта велась по крайней мере на три или четыре магнитофона. Достоверно известно наличие фонограмм В. Ефимова и С. Маклакова, предположительно – В. Мазурина,  а по некоторым сведениям – ещё Е. Пиджакова и В. Кингисеппа. В настоящее время действительно известно несколько вариантов фонограмм этого концерта, отличающихся по звуку и по составу, но выяснить первоначальную принадлежность всех вариантов пока не удалось.

Многие данные говорят о том, что запись проводилась в два сеанса. Первый заканчивается песней "Жили-были два громила", перед которой Северный говорит примечательную фразу: "...в заключение нашей программы...", а затем его благодарят. После этого был записан второй сеанс, где изменяется инструментальное сопровождение – ударная установка не участвует. Меняется и панорама звучания. Сколько времени прошло между сеансами – остается невыясненным, но, скорее всего, оба были сделаны в один день. По крайней мере, у участников записи не сохранилось никаких воспоминаний о двух днях.  

Привязать продолжительность сеансов записи к стандартной продолжительности ленты, как это обычно делается в практике идентификации записей тех лет, в данном случае затруднительно: первый сеанс меньше стандартных 90 минут (правда, не намного); а второй – меньше 30.

Общая продолжительность всей записи составляет 108 минут. Можно предположить, что по крайней мере один из вариантов мог записываться на импортную ленту продолжительностью около 100 мин., но оригинальная фонограмма такой продолжительности пока не известна. Имеющиеся сейчас "полные варианты" фонограмм этого концерта являются, по сути, реконструкциями – то есть, они скомпилированы из неполных вариантов разного происхождения. В основном имело хождение множество 90-минутных компоновок различного состава.

На фонограмме В. Ефимова, записанной на модернизированном магнитофоне "Маяк-203" со сквозным каналом, несколько песен ("Цыплёнок жареный" и др.) отсутствует изначально.  В. Ефимов рассказывал, что он вёл запись не подряд, а выборочно.

 

Фотографии

Поскольку по свидетельству В. В. Ефимова фотосъёмка на этой записи не велась, здесь представлены фотографии, сделанные Ефимовым на записи "Первого одесского".

 Однако следует отметить, что долгое время имела хождение ложная информация о том, что эти фотографии были сделаны именно на концерте "Памяти Кости-аккордеониста". Исходила она из рассказов Р. Фукса, что этот концерт задумывался им, как своего рода театральное действо со зрителями, и посему "маскарадный" наряд Северного вполне вписывался в эту концепцию.  

 

Датировка

В большинстве источников датой записи концерта указывается май 1976 года, иногда даже самое начало мая. Однако воспоминания В. Ефимова о подготовке концерта вступают в некоторое противоречие с такой датой. По словам В. Ефимова, подготовка началась после того, как Р. Фукс услышал 7-й концерт "Братьев Жемчужных" с участием А. Северного, записанный С. И. Маклаковым в 20-х числах апреля (альтернативная датировка – начало мая). После этого и было решено записать концерт – "путешествие по старой Одессе". Для записи В. Ефимов взялся модернизировать свой магнитофон "Маяк-203".

Если исходить из этого, то для установления даты нужно, по крайней мере, от начала мая отсчитывать ещё и время, необходимое для переделки "Маяка-203" на магнитофон со сквозным каналом.

 

 

    

СПИСОК  КОНЦЕРТОВ

ГЛАВНАЯ  СТРАНИЦА

©  МАГНИТИЗДАТ

© "Блатной фольклор" 2011