АРКАДИЙ СЕВЕРНЫЙ |
|
Дополнительная информация
Борис Павлинов (Тайгин) |
Р. Фукс |
Руслан Богословский |
Магнитофон "МАГ-8" |
Борис
Тайгин ...Уже в начале лета 1962 года я привел к Виктору моего знакомого коллекционера зарубежных пластинок Рудика Фукса, который, в свою очередь, привел с собой певшего лирическим тенором молодого человека – Аркадия Звездина. Тот имел с собой гитару. Не откладывая дела в долгий ящик, сделали несколько записей. Записи всем понравились, и тогда Рудик решил подобрать тексты разных песен и романсов и сделать запись целого концерта. Вскоре выбрали для всех удобный день. И пришли друзья Рудика – аккордеонист, ударник, Аркадий со своей гитарой и еще один гитарист. Разумеется, было несколько бутылок водки и разная холостяцкая закуска. Запись пения Аркадия длилась практически весь день, правда, с перерывами для возлияний. Именно в этот день 1962 года было придумано для Аркадия его артистическое имя – Аркадий Северный! (После нескольких предложенных вариантов прошел предложенный мной.) Этот псевдоним моментально прижился и, как показало время, сегодня вся Россия именно под этим именем знает этого неповторимого и популярнейшего исполнителя своего специфического репертуара! © Б. Тайгин, "Расцвет и крах
"Золотой собаки", "Пчела" №20 (май-июнь 1999)
Рудольф Фукс Возник вопрос о первой записи Аркадия в сопровождении ансамбля. Но где можно было "достать" музыкантов и соответствующую аппаратуру, мы не знали, поэтому решили обратиться к остаткам разгромленной в то время подпольной звукозаписывающей компании Руслана (см. о нем "НРСлово" 6 марта, статья "Подполье звукозаписи"). Сам Руслан в то время отбывал наказание в исправительно-трудовом лагере за перепечатку американских пластинок, из его компании уцелел только очень талантливый звукооператор Виктор и поэт Борис Тайгин, которые в свое время организовывали для Руслана звукозапись другого подпольного певца с ансамблем – предшественника Аркадия в этом деле – Сержа Никольского. Делалось это еще для Рентгениздата, на пластинках которого с успехом расходились написанные специально для Сержа Никольского поэтом Борисом Тайгиным "шедевры" "Пещерное танго", "Неделя холостяка" и другие. Они с удовольствием согласились помочь нам, предоставили свою аппаратуру, пригласили музыкантов. В назначенный день по специально написанному мною сценарию запись была произведена. Аркадий спел весь свой гитарный репертуар, но на сей раз в сопровождении ансамбля, а когда он был исчерпан, блестяще исполнил несколько старинных малоизвестных блатных песен из моей коллекции. Запись со всеми повторами и дублями заняла целый день с раннего утра до позднего вечера, а результатом явились всего два часа смонтированного концерта, который позже получил название по первой фразе, произнесенной Аркадием в самом начале и записанной с реверберационным эхом: "Эх, люблю блатную жизнь, да воровать боюсь!" После этого исполнитель объявил, что у всех песен, которые будут исполнены, "Музыка народная, слова – НКВД", и звукозапись началась. Она прошла, в общем, без эксцессов, если не считать выходок пьяного "в стельку" саксофониста, который пытался играть настолько вперед, что его пришлось связать, да и более того, заткнуть ему рот кляпом, чтобы он не мог помешать звучанию ансамбля. В процессе записи возник вопрос, как нам впредь именовать Аркадия для широкой, так сказать, аудитории. Настоящая его фамилия, хоть она и звучала вполне артистически, по вполне понятным конспиративным соображениям не подходила. Было несколько предложений, но все они по тем или иным причинам были отклонены. Тогда звукооператор Виктор предложил: – Пусть будет "Аркадий Северный". Это всем понравилось. Так родился Аркадий Северный. © Рувим Рублев "Памяти Аркадия Северного", "Новое Русское Слово" апрель 1980 Анатолий Копров Помнится первый концерт, организованный в обстановке строжайшей секретности на квартире на углу Гаванской и Среднего проспекта. Коллекционер Рудольф Фукс (в настоящее время проживает в США, один из руководителей звукозаписывающей фирмы "Кисмет") привел с собой хорошего парня Аркашу Звездина с гитарой и его дружка-цыганенка, тоже с гитарой. Сам Толя принес аккордеон, тексты репертуара, а также десять бутылок водки с кочаном капусты на закусь. Дело было в 9 утра. Ударник – Андрей Персон, рояль – хозяин квартиры Виктор Смирнов, аккордеон – Виктор Карпов и два сакса с Васильевского. Вдарили по первой, заели капустой и поехали! Аркаша дивным баритональным тенором запел "Шарабан-американка", "Алёша-ша", "Гоп-со-смыком". Писали на мощный магнитофон, усовершенствованный Виктором "МАГ-8" в американской тумбе, с тремя моторами, через аппарат "искусственное эхо" (ревербер), при котором создавалось ощущение гулкого большого зала. Ближе к ночи все были пьяны, и когда зашла речь об эстрадном псевдониме для Аркадия, решили его назвать Северным, памятуя, что подпольная песня всегда близка к северным местам (кстати, в это время сидел известный подпольный коллекционер Руслан Богословский, живущий поныне). Так состоялся первый магнитофонный концерт, занявший после монтажа примерно два часа с шутками и прибаутками. Он кругами пошел по стране, за перепись платили немалые деньги. ©
Владимир Фёдоров "Родом из квартала "Вашингтон", "Невское
время" 31 декабря 1994 г
Андрей Персон Подыгрывал на гитаре Владимир Ершов (сейчас играет в баре "Октобер"). "Цыганёнок" – Михаил Ланглиб. Привёл их я. Пианиста привёл Рудик. Сам Виктор Смирнов не играл, пианино было для его сына. Сакс один – Юрий Маковоз, единственный профессионал из присутствующих (в то время). Настоящий монтаж делал я на Лен.радио. (Записка
А. Персона к вышеуказанной статье В. Федорова, из архива В. А. Корешкова) Михаил Ланглиб – На запись с Аркадием Северным меня пригласил Андрюша Персон, со студии ленинградского радио. Правда, в последние годы мы очень мало общаемся. Тем более, когда тебе уже за 60, то тебе не до встреч. У каждого свои дела, обремененные возрастом, а Андрюша Персон, которого я всегда называл "Рыжим", он такой рыжий был, меня постарше лет на пять где-то. Раньше мы очень часто видались, тогда мы были, я бы сказал, чуть-чуть помоложе. Как, кстати, Андрей сейчас живет? – Он сейчас в Германии, но периодически
созванивается с ленинградскими коллекционерами Корешковым и Мельниковым. – А тогда жил Андрюша на Васильевском острове, и запись с Аркашей Северным, тогда, почти 44 года назад, тоже происходила на Ваське, но не у Персона дома, это точно, а у кого-то из его друзей, которые жили по соседству. Это было где-то июль, или август, 1963 года... – ... август. Самый конец месяца. Как мне
говорил Борис Тайгин – один из участников того мероприятия, заканчивалось
лето, школьники готовились к 1 сентября, и стояла довольно жаркая погода.
Тайгин также говорил, что на той записи он был очень легко одет. – Все таки, значит, август. Да? Ну, мы тогда были молодыми, это сейчас уже из нас начинает сыпаться песок потихоньку. Я более-менее вспоминаю ту запись. Это что-то, где-то, человек десять, которые были счастливы, которые наслаждались жизнью, которая, казалось, такой всегда и будет. Это была наша молодость! Вот мы все собрались чтобы, во-первых, весело провести время, во-вторых, сделать что-то для потомков, хотя это, наверное, и нескромно звучит. Значит, в центре комнаты возвышался этот "Маг", который считался последним словом в тогдашней науке и технике, при совке. Это такая громадина! Что ты! Запишем мы песню, и сразу с ленты оригинала записи нарезалось пара-тройка гибких пластинок, на ребрах. Лента была, ну какая по тем временам? Бог его знает, тип какой-то там... Весьма мудро звучала и вступительная фраза, к концерту: "Люблю блатную жизнь, да воровать боюсь..." Да уж. Кстати, мы так наш ансамбль и хотели тогда назвать – "Блатная жизнь". Хотя, ансамблем это, конечно, было трудно назвать, так как мне всё же довелось поиграть в настоящих, серьёзных, и достаточно, известных бэндах. А звучало там всё очень простенько, не так, как должно звучать в ансамбле. У меня этой ленты не сохранилось, я наплевательски тогда к этому относился. – Неизвестно, кстати, и где сам оригинал
этой записи. Так как у Персона была восстановленная первая копия, а вот сама
оригинальная лента была продана еще в начале 1970-х годов старому
ленинградскому коллекционеру – Ивану Герасимовичу, о котором Северный
несколько раз упоминал на ранних гитарных записях. И вот этот Иван
Герасимович умер еще во второй половине 70-х, ему уже тогда было под 80 лет,
и куда делась вся его коллекция после смерти – неизвестно. – А я как-то, тёзка, и не интересовался судьбой этого концерта с Аркашей, к своему огромному стыду. – А какой там точно был состав? – Состав-то был, но даже при достаточном наличии музыкантов всё получилось на грани между странным и смешным. Итак, состав: я – Миша Ланглиб, будучи музыкантом, играющим на басовых инструментах, играл на том концерте, с Аркашей, на контрабасе, хотя, время от времени, и поигрывал на гитарке, чтобы как-то разнообразить аккомпанемент, в общем, я играл на контрабасе – это мой основной инструмент там был, но на кое-каких песнях и вставлял пару блатных аккордов, на гитаре, когда Аркаша сам не мог играть. Например, в песне "На Молдаванке музыка играет..." Ещё в составе была пара гитар, саксофон, пианино, либо, кое-где, аккордеон, вот, пожалуй, и всё. Ну и иногда такой милый еврейчик в очках – Рудик, постукивал вилкой по тарелкам, или по бутылкам, а потом, уже изрядно выпив беленькой и деревянненькой, и все ребята из присутствующих стали подстукивать и подкрикивать Аркаше. Это все было очень громко, и, конечно составляло некое неудобство соседям. И вот тогда хозяин квартиры и по совместительству звукооператор той записи, предложил сделать шумоизоляцию. Долго думали, чем же завесить стены, и в итоге в качестве звукоизоляции были использованы коробки, в которых продают яйца. Ну, такие клетки, или как их там? В общем, ты понял. Вот какая смекалка развивается в людях по пьянке. © (Из статьи М. Ш. Лоова "Михаил Ланглиб – участник первой оркестровой записи А.Северного", опубликованной в 2006 г. на сайте arkaha.ucoz.ru, ныне не существующем) [сохранённая копия] |
© МАГНИТИЗДАТ
© "Блатной фольклор" 2011