АРКАДИЙ  СЕВЕРНЫЙ

у  Р. Фукса  "Прощальный концерт"

Ленинград,  1973 (74) г.


 Один из концертов, произведенный Р. И. Фуксом в 1973-74 г.г.

 Драматургическая концепция этого концерта не вполне понятна; с чем связано это "прощание", и что оно должно было означать – остается неясным. Р. Фукс не смог вспомнить каких-либо подробностей по поводу этой записи. Многие песни, исполненные здесь, содержатся в песеннике Р. Фукса, поэтому можно считать несостоятельной бытовавшую версию, что запись могла производиться без участия Фукса.

 Вероятно, именно об этом концерте упоминает В. П. Шмагин (Статья "Северный Фукс", "Вне закона" №16, 2000г.), когда говорит о концерте без сценария из 18 песен.

Датировка концерта точно неизвестна, но на основании информации В. П. Шмагина можно приблизительно определить его место в последовательности концертов. Подробная информация об этом изложена в "Хронологии концертов".

 Запись производилась на квартире Рудольфа Фукса, по адресу  Ропшинская улица, дом 25, квартира 14.

 Фонограммы этого концерта в большинстве своем существовали не в полном виде, зачастую – в виде фрагментов и дописок к другим записям. В частности, к концерту "О шансонье". На основании этого выдвигалась версия, что концерт "О шансонье" и "Прощальный" – две части одного концерта. Тем более, оба концерта имеют продолжительность ~45 мин., тогда как большинство фуксовских записей того времени имели продолжительность 60 мин. – стандартная длина ленты 6-го типа на катушке №18. Однако сейчас уже известно, что несколько записей того периода у Р. Фукса были продолжительностью 45 мин. К тому же, эта версия опровергается текстами из сценарной тетради Р. Фукса – там полностью приведен сценарий  концерта "О шансонье".

 

 

 

Аркадий Северный с супругой, нач. 70-х г.г..

 

 

 

01. – Ну так вот, ребята… В моём распоряжении осталось всего каких-нибудь сорок минут… Я прощаюсь с вами – больше вы никогда не услышите моих записей, но я для вас эти сорок минут сделаю таких, как нет слов, никто не видел. Я очень люблю старые, старые воровские письма… и песни, и некоторые ихние выражения, такие как Куприна, Бабеля.

Я вам позволю щас прочесть некоторый небольшой абзацик из Куприна "Яма", пятый том, (когда-то Райкин на Привозе говорил, что это запрещенная книга – "Яма", когда он еще кричал: "Покупайте бюзгалтер на меху, и галстук на вате"), страница 147-ая, издано в 1908-ом году.

"Но  тут  вдруг,  к  общему  удивлению,  расхохоталась  толстая,  обычно молчаливая Катька. Она была родом из Одессы. "Позвольте и мне спеть одну песню. Её  поют  у нас на Молдаванке и  на Пересыпи воры и хипесницы в трактирах". И ужасным басом заржавленным и неподатливым голосом она запела,  делая самые нелепые жесты,  но очевидно, подражая когда-то виденной ею шансонетной певице третьего разбора:

Ах, пойдю я к "дюковку",

Сядю я за стол,  

Сбрасиваю шляпу,                                         

Кидаю ее под стол.  

Спрасиваю милую,

Что ты будишь пить?

А она мне отвечать:

"Голова болить".

Я тебе не спрасюю,

Что в тебе болить,

А я тебе спрасюю,

Что ты  будешь пить?

Или же пиво, или же вино,

Или же фиалку, или ничего?"

– И вот в нашем сегодня прощальном концерте, я её играю, как она теперь уже перешла к нам в наш двадцатый век.

1:53

02. Как-то по проспекту с Манькой я гулял… (Первое упоминание в повести Александра Куприна "Яма" (написана в 1908-1914 гг.), поет проститутка Катька в борделе Анны Марковны. Время действия – Киев 1890-х годов).

2:41

03. – А на предыдущей странице того же самого легендарного романа (то есть 146-ой),  есть тоже старые песни, которые щас до нас не дошли, но мы все же их хотим воспроизвести.

Понедельник наступает, мне на выписку идти… (подряд)

– И ещё дальше:

Погиб я, мальчонка, погиб навсегда… (подряд)

0:27

04. Бедная, бедная, бедная я…

1:40

05. – Заказали "Задумал же я, братчики, жениться".

Задумал же я, братчики, жениться…  

2:38

06. Сядем, братишка, споём мы "Застольную"… (переделка военной песни "Наш тост" сл. М. Косенко и А. Тарновского, муз. И. Любана 1942 г.)   

2:14

07. Я смотрю на костёр догорающий…   

2:23

08. Люблю я водку, люблю я пиво… (упоминается в книге "Республика ШкиД" Г. Белых и Л. Пантелеева, 1926 г. Использ. мелодия народной песни XIX в. "Позарастали стёжки-дорожки")

1:47

09. Большая страна Китай… (написана до 1956-го года. Исходн текст – из поэмы Дж. Алтаузена в соавт. с Б. Ковыневым "Повесть о капитане и китайчонке Лане", 1926) 

2:06

10. Меж высоких хлебов затерялося небогатое наше село… (сл. Н. Некрасов, "Похороны", 1861 г.)  

4:00

11. Пропою сейчас вам про бутылку… (переделка песни "Хороши весной в саду цветочки", муз. Б. Мокроусова, сл. С. Алымова, 1946 г.)  

2:29

12. В старом большом саду… 

2:41

13. Перебирая поблекшие карточки… (подряд)

2:09

14. Вот утро наступило во всей красе… (подряд)

1:42

15. Табор затих, лишь огни догорают в тумане… (подряд)

2:41

16. – Знакомая, конечно! Я вам сейчас сыграю "Цыган".

Цыган в большой дороге… (Слова М. Лахтин, музыка В. Кручинин из репертуара Петра Лещенко. Запись на пластинку фирма "Колумбия", 1936-1937 гг., номер пластинки WHR295)

2:04

17. Осень, прозрачное утро… (Слова Елизавета Белогорская, музыка Вадим Козин. Запись на пластинки: Ногинский и Апрелевский заводы, 1939-1940 гг., номер пластинки 9571)

3:41

18. Если бы ты знал, как я любить могу… (подряд)

2:50

19. Милый мой, узнала я не мало – кортики, погоны, ордена… (обрыв.)

0:40

 

По всей вероятности последний трек имеет продолжительность еще около 4 минут, но, к сожалению, в доступных фонограммах имеется только с обрывом. 

 

Итого : 42 минуты  46 секунд

    

  

СПИСОК  КОНЦЕРТОВ

ГЛАВНАЯ  СТРАНИЦА

©  МАГНИТИЗДАТ

© "Блатной фольклор" 2011