ХРОНОЛОГИЯ сценарных и некоторых других концертов А. Северного 1972-75 г.г.

 


  

 

 

Последовательность записи этих концертов в настоящее время определить очень трудно. По данным В. П. Шмагина (Статья "Северный Фукс", "Вне закона" №16, 2000г.), она была такова:

– Две "Программы для Госконцерта",

– "О Шершавом" ("О московском дне"),

– 18 песен без сценария (вероятно, "Прощальный"),

– "О Севере дальнем",

– "О шансонье",

– "Люблю я 40 градусов",

– "Ухарь-купец".

Сценарный концерт "О стилягах" в этом списке Шмагиным не указан.

Однако есть ряд данных, противоречащих такой хронологии. Например, если исходить из логики внутренней взаимосвязи концертов (продолжение жанра "ответа на письма слушателей"), то после "Программ для Госконцерта" должен был идти "О Севере дальнем". Однако это чисто умозрительное заключение. В то же время, имеется тетрадь Р. Фукса с рукописными сценариями и планами концертов. Там концерт "О Севере дальнем" обозначен, как "час восьмой". А сценарий концерта "О шансонье" расположен раньше, сразу после набросков к "Программам", и "Луки Мудищева".

Можно предположить, что В. П. Шмагин несколько перепутал последовательность концертов. К тому же, в его статье говорится, что в концерте "О Шершавом" участвовал брат А. Северного Михаил; а Михаил участвовал только во второй части этого концерта, записанной спустя почти 2 года после первой. Если в хронологии Шмагина после  концерта "О Севере дальнем" поставить не "О шансонье", а вторую часть концерта "О Шершавом", и принять во внимание, что он не учел несколько гитарных записей того же периода ("Для друга Рудика", "Анаша"), – то в таком случае его хронология примерно совпадает с той, которая прослеживается по записям в тетрадях Р. Фукса. (Подробнее об этом см. статью)

Концерт "О шансонье" в таком случае должен быть где-то среди наиболее ранних концертов после "Программ". Поместить его где-либо после концерта "О  Севере дальнем" затруднительно, поскольку при этом "ломается" нумерация концертов в сценарных тетрадях Р. Фукса. Единственное альтернативное место – после "Прощального", но никаких объективных оснований для этого нет.

 

Исходя из этого, последовательность сценарных и некоторых других гитарных концертов, записанных Р. Фуксом, можно реконструировать следующим образом:

"Программа для Госконцерта-1"

– "Программа для Госконцерта-2" – то, что эти два концерта были записаны первыми, сомнений практически не вызывает: это подтверждается и рассказами Р. Фукса (в т. ч. его статьёй 1981 г.), и материалами В. П. Шмагина, и рассказами многих коллекционеров.

– "Лука Мудищев" – этот концерт не указан в списке Шмагина, но, судя по воспоминаниям Р. И. Фукса и С. И. Маклакова, он был записан одним из первых.

– "О шансонье" – расположен первым из сценарных концертов, записанных после "Программ для Госконцерта", исходя из расположения его сценария в тетради Р. Фукса, а также из-за проблематичности какого-либо альтернативного размещения.

– "О Шершавом" – расположен здесь согласно хронологии В. П. Шмагина.

– "Прощальный концерт" – расположен после "Шершавого" согласно хронологии В. П. Шмагина (у него обозначен как "концерт из 18 песен без сценария"). Исполненные здесь песни имеются в песеннике Р. Фукса, но расположены там разрозненно, вперемешку с песнями, исполненными в нескольких других концертах. По свидетельству самого Р. Ф., этот песенник составлялся задолго до начала записей Северного, и порядок песен в нём никак не связан с порядком записей.

– "Для друга Рудика" – концерт не фигурирует в хронологии В. П. Шмагина. Исполненные здесь песни имеются в песеннике Р. Фукса, но расположены разрозненно. Привязать датировку записи к этому песеннику невозможно – он также составлялся Р. Фуксом гораздо раньше, в ИТК (1965-67 г.г), и не предназначался изначально для записей Северного.

Концерт помещен после "Прощального" чисто гипотетически. В качестве косвенного признака можно, впрочем, рассматривать слова Северного в начале концерта: "После длительной командировки вновь в эфире Аркадий Северный..." – если концерт был после "Прощального", в этом прослеживается некоторая логическая связь.

Если же этот концерт был записан всё-таки в другое время, либо не учитывался Р. Фуксом в нумерации, то гипотетически можно поместить на это место концерт "О шансонье", но объективных оснований для этого нет.

– "О Севере дальнем" – расположен здесь согласно хронологии В. П. Шмагина, после "Прощального" – учитывая, что концерт "Для друга Рудика" у Шмагина не фигурирует. Кроме того, и в тетради Р. Фукса сценарий этого концерта отмечен как "час восьмой".

Продолжение концерта "О Шершавом" – расположено здесь, поскольку в тетради Р. Фукса три песни с этого концерта идут перед сценарием следующего – "Анаша". Шмагин, видимо, не учитывал эту запись, как отдельную, относя её в один концерт вместе с первой частью. И вероятно, что вместо этого "Продолжения" у него здесь и оказался концерт "О шансонье".

"Анаша" – у В. П. Шмагина не фигурирует. По сценариям Р. Фукса – "час девятый". Примечательно, что здесь приведены только песни со стороны "А", а остальные песни, исполненные в этом концерте, находятся в другом песеннике, составленном задолго до записи.

  "О стилягах" – у В. П. Шмагина не фигурирует. По сценариям Р. Фукса – "час десятый".

  "Люблю я сорок градусов"

  "Ухарь-купец" – эти два концерта поставлены последними согласно хронологии В. П. Шмагина. Р. Фукс в своих расказах также относил концерт "Люблю я 40 градусов" к одному из самых поздних, а концерт "Ухарь-купец" датировал началом 1975 года. Это совпадает и с данными С. И. Маклакова – в его каталоге "Ухарь-купец" тоже датируется 1975 годом.

 

Уязвимым местом приведенной реконструкции является, конечно, тот факт, что в тот же период было записано ещё  по меньшей мере десять гитарных концертов у Р. Фукса, но они никак не влияют на нумерацию, приведенную в его тетрадях. Можно предположить, что это были "экспромтные" концерты, не учитываемые Фуксом, – к сожалению, сам Р. И. Фукс сейчас уже не может вспомнить, по какому принципу он нумеровал концерты. Либо следует отнести все эти записи к периоду после записи концерта "О стилягах" – то есть, к самому концу 1974, и к 1975 году.

Однако в воспоминаниях Р. Фукса это не находит подтверждения – по его словам, после "Ухаря-купца", записанного в начале 1975 года, он занимался в основном записями Северного под ансамбль. Кроме того, по воспоминаниям Р. Фукса и С. Маклакова, после записи концерта "Ой, мамочка" в конце апреля 1975 г. у них не было никаких контактов с А. Северным в течение всего лета, а с сентября 1975 г. Северный уже жил у Д. М. Калятина, и записывался у него. В воспоминаниях Д. Калятина нет никакой информации о том, что Р. Фукс в это время тоже приглашал Северного на гитарные записи.

Таким образом, по крайней мере бóльшую часть концертов с неуточненной датировкой и неатрибутированых фрагментов следует отнести к 1973-74 году. В общем списке концертов они расположены в приблизительно соответствующем временнóм интервале, но в произвольном порядке. Некоторые концерты расположены друг за другом исходя из схожести их звучания, либо схожей концепции построения.

 

Разумеется, следует учитывать, что данная реконструкция составлена с целым рядом допущений, и даже многие факты, положенные в ее основу, могут трактоваться совершенно по-разному. Например, последовательность записей в тетрадях Р. Фукса. Нельзя абсолютно уверенно утверждать, что Р. Фукс записывал свои сценарии в тетради строго по порядку, и что он придерживался этого порядка, когда осуществлял их запись на магнитофон.

Ещё более относительными являются выводы, сделанные на основе рассказов Р. Фукса и других участников записей, – большинство этих воспоминаний было записано спустя почти 30 лет после событий, и какие-то ошибки памяти здесь достаточно вероятны.

Поэтому приведенную здесь последовательность концертов нельзя считать окончательно установленной, и, вероятно, в будущем возможно её изменение.

____________________________

 

 

Информация в художественном изложении – статья "Для друга Рудика"

 

 

 

        

СПИСОК  КОНЦЕРТОВ

ГЛАВНАЯ  СТРАНИЦА

©  МАГНИТИЗДАТ

© "Блатной фольклор" 2011