АРКАДИЙ  СЕВЕРНЫЙ

у  Р. Фукса  "О шансонье"

Ленинград,  1973 (74) г.


Один из концертов, произведенный Р. И. Фуксом в 1973-74 г.г., в рамках серии "сценарных" концертов, начатой "Программами для Госконцерта".

Последовательность записи этих концертов в настоящее время определить трудно. Подробнее информация об этом изложена в "Хронологии концертов".

На основании этих данных концерт "О шансонье" расположен первым сценарным концертом после "Программ для госконцерта".

Сценарий и тексты песен полностью приведены в тетради Р. Фукса.

Запись производилась на квартире Рудольфа Фукса, по адресу  Ропшинская улица, дом 25, квартира 14.

Концерт имеет продолжительность ~45 мин., тогда как большинство фуксовских записей того времени имеет продолжительность 60 мин. – стандартная длина ленты 6-го типа на катушке №18. На этом основании неоднократно высказывались предположения, что данная фонограмма неполная. Однако сейчас уже известно, что несколько записей того периода у Р. Фукса были продолжительностью 45 мин.

На том же основании предполагалось, что продолжением этого концерта мог быть 45-минутный "Прощальный концерт". Но эта версия противоречит порядку сценариев, записанных в тетрадях Р. Фукса.  С другой стороны, нельзя с уверенностью утверждать, что Р. Фукс в осуществлении записей всегда придерживался порядка своих тетрадей. И чисто теоретически можно предполагать запись обоих этих концертов на одну ленту 10-го типа. Однако и в этом случае их следует всё-таки считать самостоятельными записями.

 

 

Аркадий Северный с супругой, нач. 70-х г.г..

 

 

 

01. – Здравствуйте, дорогие друзья! Рад снова видеть вас у себя в гостях! О чём же вы просите рассказать меня в этот раз? Я думаю, что в этот раз мы могли бы поговорить о песенках "шансон" или, как их называют в народе, шансонетках. А также попутно о цыганских романсах шансонного типа. Итак, что такое "шансонет"? Этот вопрос, конечно, не имеет никакого отношения к подобному вопросу, адресованному в редакцию "Армянского радио", на который они бодро ответили: "Что? Шансон? Это – девушка, у которой совсем нету шансов". У тех девушек, которые приезжали в нашу страну из Франции со своими песенками, конечно, были шансы. Ещё какие! И они этими шансами пользовались настолько успешно, что уже с середины прошлого века на русской эстраде возник особый жанр песен "шансонет", а их исполнители стали называться шансонетками. Этот жанр включал в себя и исполнителей цыганских романсов и бытовых песен на русском языке <…> до наших дней немногие из этих романсов. Например, знаменитый в свое время романс "Избушка".

Там, где избушка над речкой стояла…   

5:06

02. – Этот романс принадлежал знаменитой королеве цыганок Варе Паниной. Она покинула Россию на одном и том же пароходе с Александром Вертинским в бурном девятнадцатом году. Поселившись в Париже, она имела шумный успех у темпераментных парижан, выступая с концертами в "Олимпии" и "Фоли Бержер". Получая баснословные гонорары, она все свои деньги раздавала цыганам, так же, как и она, покинувшим Россию. Эти цыгане рассеялись по всему миру, и всех их кормили песни и пляски. Вот ещё одна песня из репертуара Веры Паниной.

На дворе трещал рождественский мороз…   

4:50

03. – Собственно, пела эту песню не сама Варя, а исполнял ее, обращаясь к ней, Иван Дмитриевич, тоже цыган, который некоторое время был еще партнёром. Межу прочим, его дети: дочь – Валя Дмитриевич и сын – Алёша, – до сих пор с успехом выступают в Париже. Интересно, что когда Варя Панина, эта королева цыганских… шансона умерла в тридцатых годах, в Париже на её похороны съехались все цыгане со всего мира. Уж нечего говорить про европейских цыган, но приехали несколько таборов аж из Америки, из Австрии… И только из нашей страны по вполне понятным причинам не приехал никто… Но от этого огромнейшая цыганская процессия несколько… нисколько не пострадала. Вы только представляете:  идут молодые и пожилые цыгане с гитарами и скрипками в руках, цыганки с распущенными волосами, и, отбивая такт, бабушки поют:

Моё счастье… (На цыганском языке) 

2:06

04. – А в это время у нас в России  был НЭП и еще функционировал фешенебельный ресторан "Донон", который размещался на Мойке в Питере – там, где сейчас находится Капелла. Так вот, в этой, с позволения сказать, Капелле, то есть, как тогда говорили – "У Донона" было-таки неплохое кафе-шантан с миленькими шансонетками. Как сейчас помню, это было, по-моему, на следующий день после очередного ограбления всех посетителей ресторана "Донон" Лёнькой Пантелеевым с его мальчиками, я пошёл туда, чтоб посмотреть, что же там осталось… Кроме того, было известно, что Лёня никогда не грабил дважды одно и то же место сразу. И если ему сегодня немножко потрафил "Донон", то завтра – уж будьте покойнички! Он уж как-нибудь оберёт ресторан братьев Чвановых на проспекте Карла Либкнехта, как тогда назывался Большой проспект Петроградской стороны. Как сейчас помню: публика собралась пёстрая. Выходит на эстраду очень миленькая девочка в цилиндре на голове и в купальном костюме на теле. В руках она держит тросточку, она пританцовывает и поёт:

Цилиндром на солнце сверкая… (переделка песни В. Сабинина "Оружьем на солнце сверкая", 1914 г.)      

5:33

05. – Поёт она себе эту песенку, а другие очень миленькие девы так за ее спиной изображают всё, что происходит в песне. Этакая "зримая песня", как принято называть сейчас. Но тогда это так не называлось, а говорилось просто "кафе-шантан". На "кафе-шантан", как говорят сейчас некоторые молодые люди, не видавшие жизни… Или вот одни мне тут недавно говорят: "машина марки Шуроле". Я-то, конечно, понимаю, что он хотел сказать "Шевроле", но причем тут старые галоши? Или кокетка от старых штанов? Как говорится: "Не Копенгаген в ентим деле, но все же был такой грешок – я произвел фужер в отделе экстерном выданный стишок. Я знаю – с музой ты не в паре, но все ж мне льстит, как мужику, что с ней зовется я мемуары, и тем похвастать я могу!" Да. Но ми что-то отвлеклись от Донона. Вернёмся из социалистического реализма в угарный НЭП, который ознаменовался бурным расцветом буржуазной культуры. Так вот, когда миленькие девочки у купальных костюмах унесли с эстрады таз с вырванными зубами, на эстраду зашел бледный метрдотель с вчерашними заявочки Лёньки Пантелеева на сегодняшний вечер. Он сказал: "Дамы и господа! Дорогие товарищи! Вчерашний наш клиент Лёня Пантелеев оставил оркестру и артистам сто рублей с тем, чтобы они сегодня вам исполнили любимую его песню (нрзб.) Это нам, к сожалению, постоянно, потому что ЧеКа нам здесь помочь не может. Отношение с ним портить не приходится, поэтому я вам исполню, мою таки любимую песню то же самое…"

Течёт речка по песочечку, бережка крутые…  (ориг. песня "Течёт речка"  сл. Н. Цыганова, муз. А. И. Дюбюка. 1834 г.)   

5:37

06. – Зал ошарашено молчал, когда исполнительница этого мрачного романса, очень красивая цыганка, которую сопровождали двое гитаристов, одетые в клеши и тельники, покинула эстраду. Надо было как-то расшевелить испуганных налётчиками нэпманов, командированных и совслужащих, пропивающих казенные деньги. И тогда начался "канкан". Вы, наверное, знаете об этом кафешантанном танце только понаслышке. Но, может, кто видел в кино… Но это всё, конечно, не то. На эстраду, танцуя, выпорхнула череда одетых по-восточному женщин, которые, в такт, задирая ноги как можно выше, пели и подпевали одной с высокой чалмой на голове:

Зашла на склад игрушек, чудесных побрякушек…     
   (  )

3:05

07. – Да уж скоро зашёл разговор о Лёньке Пантелееве, то хотелось бы упомянуть ещё об одной песне, которую он очень любил и даже, говорят, пел её, когда вели его кончать, пускать в расход и ставить к стенке:

Люблю пивную я – "Самара"…    

3:01

08. – Да, вот такие песни любил Лёнька! Кстати, эту песню использовали в своё время в кинофильмах "На Графских развалинах". Но что-то нас опять занесло не в ту степь! Вернёмся к источникам и к шансонеткам. Вот еще неплохую вспомнил.

На пароходе из Анапы в море плыл не раз…   

4:12

09. – Когда мы говорим о шансонье, то грех не упомянуть о куплетах знаменитого в свое время конферансье. Я имею в виду такого знаменитого в свое время артиста эстрады, как Вася Гусинский. До сих пор о нем ходят легенды в народе. А его шутки и остроты давно обратились в анекдоты и прибаутки, которые… уже мы отрастили большую бороду. Ведь это всё было давным-давно в тридцатых годах. Вася Гущинский любил выступать на таких площадках, как "Народный Дом". Для молодых поясню: шо там теперь находится кинотеатр "Великан", который вот-вот перестанет быть "Великаном" и станет лилипутом по имени "Ленинградский Мюзик-холл". Вася Гущинский был великим импровизатором и мастером экспромта. За пять минут до выступления он не знал, о чём будет говорить с эстрады для публики, которая ждёт от него хохмочек и смехуёчков… Разве можно сравнить с ним теперешних конферансье, которые произносят заранее заготовленные остроты, заранее выученные фельетоны. Но их, конечно, можно понять – весь их материал должен обязательно пройти сначала Худсовет или, как они говорят "должен быть залитован". Ну так вот. Вася обходился без этого, как поется в популярной ныне песенке "Про Ромео и Джульетту": "Тогда не знал, что такое реперткомы, Союз писателей, доклады и месткомы…" Ну а когда начали узнавать, что такое реперткомы, Васе Гущинский пришлось уйти из "Народного дома" и он начал выступать в кинотеатре "Молния" перед сеансами. Тогда это не считалось зазорным. Можете мне таки поверить, что публика ходила не на кино, а на Васю. Вот там я впервые и услышал, как он пел эту песенку:

Была весна – весна красна…   

4:29

10. – Коль мы пели песню про соловушку, то я спою вам песенку про скворушку…

В саду на лавочке пел песню скворушка…    

3:30

11. – Вернёмся к Васе Гущинскому. Когда вступили в действие реперткомы, то ему свою песню о соловье пришлось петь вот так:

Была весна – цвела сирень… (смикш.)    

5:24

 

Итого : 46 минут  53 секунды

  

       

СПИСОК  КОНЦЕРТОВ

ГЛАВНАЯ  СТРАНИЦА

©  МАГНИТИЗДАТ

© "Блатной фольклор" 2011