01. –
Здравствуйте, дорогие друзья! Рад снова видеть вас у себя в гостях! О чём же
вы просите рассказать меня в этот раз? Я думаю, что в этот раз мы могли бы
поговорить о песенках "шансон" или, как их называют в народе,
шансонетках. А также попутно о цыганских романсах шансонного типа. Итак, что
такое "шансонет"? Этот вопрос, конечно, не имеет никакого отношения
к подобному вопросу, адресованному в редакцию "Армянского радио",
на который они бодро ответили: "Что? Шансон? Это – девушка, у которой
совсем нету шансов". У тех девушек, которые приезжали в нашу страну из
Франции со своими песенками, конечно, были шансы. Ещё какие! И они этими
шансами пользовались настолько успешно, что уже с середины прошлого века на
русской эстраде возник особый жанр песен "шансонет", а их исполнители
стали называться шансонетками. Этот жанр включал в себя и исполнителей
цыганских романсов и бытовых песен на русском языке <…> до наших дней
немногие из этих романсов. Например, знаменитый в свое время романс
"Избушка".
Там, где избушка над речкой стояла…
|
5:06
|
02. –
Этот романс принадлежал знаменитой королеве цыганок Варе Паниной. Она покинула
Россию на одном и том же пароходе с Александром Вертинским в бурном
девятнадцатом году. Поселившись в Париже, она имела шумный успех у
темпераментных парижан, выступая с концертами в "Олимпии" и
"Фоли Бержер". Получая баснословные гонорары, она все свои деньги
раздавала цыганам, так же, как и она, покинувшим Россию. Эти цыгане
рассеялись по всему миру, и всех их кормили песни и пляски. Вот ещё одна
песня из репертуара Веры Паниной.
На дворе трещал рождественский мороз…
|
4:50
|
03. –
Собственно, пела эту песню не сама Варя, а исполнял ее, обращаясь к ней, Иван
Дмитриевич, тоже цыган, который некоторое время был еще партнёром. Межу
прочим, его дети: дочь – Валя Дмитриевич и сын – Алёша, – до сих пор с
успехом выступают в Париже. Интересно, что когда Варя Панина, эта королева
цыганских… шансона умерла в тридцатых годах, в Париже на её похороны
съехались все цыгане со всего мира. Уж нечего говорить про европейских цыган,
но приехали несколько таборов аж из Америки, из Австрии… И только из нашей
страны по вполне понятным причинам не приехал никто… Но от этого огромнейшая
цыганская процессия несколько… нисколько не пострадала. Вы только
представляете: идут молодые и пожилые
цыгане с гитарами и скрипками в руках, цыганки с распущенными волосами, и,
отбивая такт, бабушки поют:
Моё счастье… (На цыганском языке)
|
2:06
|
04. – А
в это время у нас в России был НЭП и
еще функционировал фешенебельный ресторан "Донон", который размещался
на Мойке в Питере – там, где сейчас находится Капелла. Так вот, в этой, с
позволения сказать, Капелле, то есть, как тогда говорили – "У
Донона" было-таки неплохое кафе-шантан с миленькими шансонетками. Как
сейчас помню, это было, по-моему, на следующий день после очередного
ограбления всех посетителей ресторана "Донон" Лёнькой Пантелеевым с
его мальчиками, я пошёл туда, чтоб посмотреть, что же там осталось… Кроме
того, было известно, что Лёня никогда не грабил дважды одно и то же место
сразу. И если ему сегодня немножко потрафил "Донон", то завтра – уж
будьте покойнички! Он уж как-нибудь оберёт ресторан братьев Чвановых на
проспекте Карла Либкнехта, как тогда назывался Большой проспект Петроградской
стороны. Как сейчас помню: публика собралась пёстрая. Выходит на эстраду
очень миленькая девочка в цилиндре на голове и в купальном костюме на теле. В
руках она держит тросточку, она пританцовывает и поёт:
Цилиндром на солнце сверкая… (переделка песни В. Сабинина "Оружьем на солнце
сверкая", 1914 г.)
|
5:33
|
05. –
Поёт она себе эту песенку, а другие очень миленькие девы так за ее спиной изображают
всё, что происходит в песне. Этакая "зримая песня", как принято
называть сейчас. Но тогда это так не называлось, а говорилось просто
"кафе-шантан". На "кафе-шантан", как говорят сейчас
некоторые молодые люди, не видавшие жизни… Или вот одни мне тут недавно
говорят: "машина марки Шуроле". Я-то, конечно, понимаю, что он
хотел сказать "Шевроле", но причем тут старые галоши? Или кокетка
от старых штанов? Как говорится: "Не Копенгаген в ентим деле, но все же
был такой грешок – я произвел фужер в отделе экстерном выданный стишок. Я
знаю – с музой ты не в паре, но все ж мне льстит, как мужику, что с ней
зовется я мемуары, и тем похвастать я могу!" Да. Но ми что-то отвлеклись
от Донона. Вернёмся из социалистического реализма в угарный НЭП, который ознаменовался
бурным расцветом буржуазной культуры. Так вот, когда миленькие девочки у
купальных костюмах унесли с эстрады таз с вырванными зубами, на эстраду зашел
бледный метрдотель с вчерашними заявочки Лёньки Пантелеева на сегодняшний
вечер. Он сказал: "Дамы и господа! Дорогие товарищи! Вчерашний наш
клиент Лёня Пантелеев оставил оркестру и артистам сто рублей с тем, чтобы они
сегодня вам исполнили любимую его песню (нрзб.) Это нам, к сожалению,
постоянно, потому что ЧеКа нам здесь помочь не может. Отношение с ним портить
не приходится, поэтому я вам исполню, мою таки любимую песню то же
самое…"
Течёт речка по песочечку, бережка крутые… (ориг.
песня "Течёт речка" сл. Н.
Цыганова, муз. А. И. Дюбюка. 1834 г.)
|
5:37
|
06. –
Зал ошарашено молчал, когда исполнительница этого мрачного романса, очень
красивая цыганка, которую сопровождали двое гитаристов, одетые в клеши и
тельники, покинула эстраду. Надо было как-то расшевелить испуганных
налётчиками нэпманов, командированных и совслужащих, пропивающих казенные
деньги. И тогда начался "канкан". Вы, наверное, знаете об этом
кафешантанном танце только понаслышке. Но, может, кто видел в кино… Но это
всё, конечно, не то. На эстраду, танцуя, выпорхнула череда одетых
по-восточному женщин, которые, в такт, задирая ноги как можно выше, пели и
подпевали одной с высокой чалмой на голове:
Зашла на склад игрушек, чудесных побрякушек…
( )
|
3:05
|
07. – Да уж скоро зашёл
разговор о Лёньке Пантелееве, то хотелось бы упомянуть ещё об одной песне, которую
он очень любил и даже, говорят, пел её, когда вели его кончать, пускать в
расход и ставить к стенке:
Люблю пивную я – "Самара"…
|
3:01
|
08. – Да, вот такие песни
любил Лёнька! Кстати, эту песню использовали в своё время в кинофильмах
"На Графских развалинах". Но что-то нас опять занесло не в ту
степь! Вернёмся к источникам и к шансонеткам. Вот еще неплохую вспомнил.
На пароходе из Анапы в море плыл не раз…
|
4:12
|
09. –
Когда мы говорим о шансонье, то грех не упомянуть о куплетах знаменитого в
свое время конферансье. Я имею в виду такого знаменитого в свое время артиста
эстрады, как Вася Гусинский. До сих пор о нем ходят легенды в народе. А его шутки
и остроты давно обратились в анекдоты и прибаутки, которые… уже мы отрастили
большую бороду. Ведь это всё было давным-давно в тридцатых годах. Вася
Гущинский любил выступать на таких площадках, как "Народный Дом".
Для молодых поясню: шо там теперь находится кинотеатр "Великан",
который вот-вот перестанет быть "Великаном" и станет лилипутом по
имени "Ленинградский Мюзик-холл". Вася Гущинский был великим
импровизатором и мастером экспромта. За пять минут до выступления он не знал,
о чём будет говорить с эстрады для публики, которая ждёт от него хохмочек и
смехуёчков… Разве можно сравнить с ним теперешних конферансье, которые
произносят заранее заготовленные остроты, заранее выученные фельетоны. Но их,
конечно, можно понять – весь их материал должен обязательно пройти сначала
Худсовет или, как они говорят "должен быть залитован". Ну так вот.
Вася обходился без этого, как поется в популярной ныне песенке "Про
Ромео и Джульетту": "Тогда не знал, что такое реперткомы, Союз
писателей, доклады и месткомы…" Ну а когда начали узнавать, что такое
реперткомы, Васе Гущинский пришлось уйти из "Народного дома" и он
начал выступать в кинотеатре "Молния" перед сеансами. Тогда это не
считалось зазорным. Можете мне таки поверить, что публика ходила не на кино,
а на Васю. Вот там я впервые и услышал, как он пел эту песенку:
Была весна – весна красна…
|
4:29
|
10. – Коль мы пели песню
про соловушку, то я спою вам песенку про скворушку…
В саду на лавочке пел песню скворушка…
|
3:30
|
11. – Вернёмся к Васе
Гущинскому. Когда вступили в действие реперткомы, то ему свою песню о соловье
пришлось петь вот так:
Была весна – цвела сирень… (смикш.)
|
5:24
|