АРКАДИЙ  СЕВЕРНЫЙ
у  Р. Фукса  "О Севере дальнем"

 

Ленинград,  1973 (74) г.


Один из концертов, произведенный Р. И. Фуксом в 1973-74 г.г., в рамках серии "сценарных" концертов, начатой "Программами для Госконцерта".

Последовательность записи этих концертов в настоящее время определить трудно. Подробнее информация об этом изложена в "Хронологии концертов".

Согласно приведенным данным, этот концерт следует после "Прощального" и "Для Друга Рудика".

 Существовала альтернативная версия, согласно которой концерт "О Севере дальнем" определялся следующим сразу после "Программ для Госконцерта", исходя из логики внутренней взаимосвязи концертов (продолжение жанра "ответа на письма слушателей"). Однако существует несколько объективых фактов, противоречащих этому.

Интересно, что в сценарии концерта, написанном в тетради Р. Фукса, имеется больше монологов и песен, чем было исполнено.

Запись производилась на квартире Рудольфа Фукса, по адресу  Ропшинская улица, дом 25, квартира 14, на магнитофон "Днепр-11"

Дополнительная информация о концерте

 

 

 

 

   Аркадий Северный, нач. 70-х г.г..

 

  

 

01. Иду по Невскому проспекту…  (Сл. Р. Фукс, переделка народной песни)  
TXT

 7:14

02. – У меня в руках письмо. Один из моих незнакомых многочисленных друзей пишет мне: "Дорогой Аркадий Палыч! Пишет Вам Ваш почитатель из города Воркута, который хотел бы передать привет Вам от себя лично и от большой группы любителей вашего редкого таланта. Вы давно известны в нашем городе как собиратель и непревзойденный исполнитель народных песен определенного жанра. Скольким людям Вы доставляете удовольствие вашими песнями! Сколько разбитых сердец, поломанных судеб в Ваших песнях. Но мне и моим друзьям кажется, что Вы плохо оправдываете свою гордую фамилию – Северный, тем, что мало поёте песен о Севере дальнем. Все как-то Вас больше тянет на юг, в Одессу-маму, к Ростову-папе поближе. Да о Воркуте-мачехе Вам и вспомнить-то не хочется. Мы, конечно, понимаем – воспоминания не из лучших, но, как говорится, из песни слова не выкинешь, как не вернуть тех лет, в которых "счастья не было, и нет"  – как выколото у меня на груди. Ваш друг, известный в прошлом – Костя-Капитан.  Дорогой Костя! Постараюсь сегодня исправить свою ошибку. Специально для Вас:

 1:20

03. Ох, волюшка, добрая воля…

 4:44

04. – Да. Беломорканал. Теперь о нем вспоминают, когда покупают пачку папирос за двадцать две копейки со смутной картинкой на этикетке. Это была первая ударная стройка в цепи многих последующих. Зеки строили, умирали, а результаты приписывались другим. Итак: тридцать третий год, питерские "Кресты".

Идут на Север срока огромные… (1947 – начало 1948 гг.) 

 2:45

05. – А что делать? Нужно было как-то жить…

<муж. голос> – А чего вдруг?

– Человек умудряется жить в любых условиях. Нужно было только уметь заставить его. И умели, и жили, и даже любили. Ведь что такое человек? Он привыкает даже к петле – сначала подёргается, а потом успокоится…

Споем, жиган, нам не гулять по бану… (переделка песни М. Исаковского "Прощальная" 1942 г.)   

 2:39

06. – Где же, интересно, могла произойти эта встреча? Чтобы могла вспыхнуть любовь? Где-нибудь на вшивой мрачной пересылке? Или автор этих песен видел свою любимую один лишь только раз из окна своей камеры в крупную клетку, когда она среди таких же несчастных была на двухчасовой прогулке под бдительным оком ВОХРовца? Нам остается только гадать, но мы можем легко представить его сегодня стоящим у окна с решеткой…

Я сижу в одиночке и плюю в потолочек…  (песня неустановленных авторов по стихотворнию Г. Шурмака "Побег", 1942)      

 7:05

07. – Да. Как мечталось им за крепкими засовами и за колючей проволокой над стенами лагерей, что когда-нибудь, останется позади Воркута, и можно будет спеть своим друзьям…

<муж. голос> – На Воркуте…

На Воркуте пришлося мне, прожить не год, не полтора, не два…  

 2:37

08. – А щас я вам сыграю песню… Когда я сидел, в сто сорок седьмом… этом… лагере я встретил своего теперешнего импресарио. И он меня очень просит, чтоб я ему это дело всё приделал. Так вот щас я ему играю.

Шлю тебе, Тамара синеглазая…    

 5:19

09. – Что это за ордена на блатной груди, которыми собирается похвалиться герой этой песни? Это своеобразные знаки отличия, которыми воровской сход награждал наиболее отличившихся. Они накалывались на грудь в виде татуировок, изображали различного вида кресты и цепи к ним. Обладатели некоторых видов наколок могли пользоваться неограниченной властью на воровских зонах. Их приказы выполнялись беспрекословно, их называли "королями зон", или по фене "маза". Быть королём – значит держать мазу. Это мог быть, как тогда говорили, наиболее авторитетный вор в законе, которого его товарищи по ремеслу не могли упрекнуть ни в чём. Он, как правило, занимал лучшее помещение, был окружён личной гвардией из наиболее уважаемых и грозных воров. Ни о какой работе с его стороны не могло быть и речи. Ибо ворам работать было вообще запрещено… их закон, а ему и его гвардии даже думать об этом не полагалось. Он должен был вери… вершить суд, расправу и взимать дань со всех работающих в лесоповале или на каменном карьере мужиков и сук во всех их видах и разновидностях. А ещё есть, ребята, разновидность такая – крысятники, блядь, гоп-стопошники… Я их маму мотал на кулак. Ах! Как было очень много всех оттенков и мастей. Один назывался, чего стоит, "красные шапочки", "волки", "черти", "ломом подпоясанный" и так далее… Те же, что хотели обособляться, называли себя гордо "я один на льдине", что значило, что он вне касты. Время от времени администрация, пытаясь навести на зонах хоть какой-нибудь порядок, открывала всякого рода штрафные изоляторы, так называемые, БУРы, где пытались создать тюрьму в тюрьме, то есть место с такими условиями жизни, вынести которых человеку было очень тяжело. Именно об этом поётся в следующей песне:

То не ветер в полумраке тонет…  

 5:07

10. – Без текста…

Хмурый вечер скулит за окошком…   

 6:10

 

Итого : 45 минут  00 секунд

 

Существует фонограмма, где присутствует вступление перед первой песней "Иду по Невскому проспекту":

– Эта  лента  написана для Володи, для его фонотеки, и только для него.

Продолжительность песни с этим вступлением – 7:21

 

По данным В. П. Шмагина (статья Северный Фукс), и согласно фонограмме из его фонотеки, концерт состоял именно из 9 указанных песен. Однако существует множество фонограмм, где после этих песен идут ещё три. Исходя из того, что обычная продолжительность концертов, записанных Р. Фуксом – 60 минут, эти песни обычно тоже относят к этому концерту. Однако среди записей, сделанных Р. Фуксом, известно несколько продолжительностью и 45 минут. Слова Р. Фукса "без текста", сказанные перед песней "Хмурый вечер скулит за окошком", можно трактовать как отказ от чтения вступления, имеющегося в рукописном сценарии, из-за того, что 45-минутная лента уже подходила к концу.

Тем не менее, эти три песни приводятся здесь. Вопрос об их атрибуции пока остается невыясненным; возможно, их можно отнести к записи "Для импресарио".

 

1. – Маши ручкой-то…

[– Поют гитары вам…] *)

Поют гитары вам, и вам поет баян…

 3:14

2. – Ребята, щас я вам приделаю песню по образу "Кирпичиков", называется "Пролетарочка"

Как на фабричке была парочка… (переделка песни "Кирпичики", сл. П. Герман, музыкальная обработка В. Кручинина, оригинальный музыкальный вальс С. Бейлезона  "Две собачки" из постановки В. Мейерхольда "Лес" по пьесе А. Островского, 19 января 1924 г. Первое исполнение К. Шульженко г. Петрозаводск 1925 г.)

 5:14

3. – Вот, импресарио, ты ещё не знаешь как…

Ох ты, речка, речка Бирюса… (ориг. текст Л. Ошанина, муз. Э. Колмановского "Бирюсинка" 1962 г.)  

+  Под деревьями у моря… (подряд)

+  Эй, мать моя давай рыдать… (подряд)

 

+

+

 7:26

 

Итого : 15 минут  54 секунды

 

*) – слова "Поют гитары вам", слышимые перед песней, являются, скорее всего, копир-эффектом. В данной записи этот эффект встречается еще несколько раз, – например, перед песней "Ох ты, речка, речка Бирюса"

 

При этом есть один факт, который можно трактовать двояко: в рукописном сценарии Р. Фукса после "Хмурого вечера" обозначена песня "Соловушки" (приведено только заглавие, полный текст содержится в другом песеннике). Как видно, это и есть первая из трёх указанных песен  (со словами "А вам на волюшке поют соловушки...")  Однако в длительность ленты эта песня все равно не укладывается. Скорее всего, этот факт следует считать просто любопытным совпадением, хотя вопрос об оригинальном составе концерта "О Севере дальнем" всё-таки остается до конца не выясненным.

 

      

СПИСОК  КОНЦЕРТОВ

ГЛАВНАЯ  СТРАНИЦА

©  МАГНИТИЗДАТ

© "Блатной фольклор" 2011