Аркадий  Северный  с  анс. "4 брата и лопата"
"Памяти  Кости-аккордеониста" 

Ленинград,  май (июнь?) 1976 г.


Концерт А. Северного с ансамблем п/у А. Резника. Проект был возобновлен Р. Фуксом и В. Ефимовым более чем через год после записи предыдущего концерта с этим ансамблем ("Первый одесский", февр. 1975). Посвящен памяти Константина Иванова, аккордеониста, участвовавшего в первой записи под аккордеон и ф-но.

По замыслу организаторов, концерт должен был изображать "путешествие по старой Одессе", этим и определялся сценарий, репертуар и музыкальная стилистика. Ансамбль А. Резника на этом концерте получил название "Четыре брата и лопата" (взято из одесской идиомы, предложение Р. Фукса).

Запись была произведена мае или июне 1976 года, в актовом зале института "Ленпроект", по адресу пл. Революции (ныне Троицкая пл.), д. 3.

Датировка приводится по воспоминаниям Р. Фукса и В. Ефимова, в которых имеются некоторые разночтения и неувязки. Поэтому более точная дата пока неизвестна.

 

В концерте приняли участие:

Аркадий Северный  вокал

Александр Резник – пианино

Владимир Васильев  – бас-гитара

Семен Шнейдер – скрипка, гитара

В. Сидоров (?) – виолончель

Аркадий Герштейн (?) – ударные

 Запись существует во множестве версий, отличающихся по составу. Многие данные говорят о том, что запись была проведена в два сеанса. Подробнее – см. дополнительную информацию.

 Звукозапись концерта, кроме Р. Фукса и В. Ефимова, осуществляли также С. И. Маклаков, В. Мазурин, и, по некоторым сведениям, – Евгений Пиджаков и Виктор Кингисепп.

Кроме вышеуказанных лиц на концерте присутствовали в качестве гостей Анатолий Федин, Дмитрий Калятин, Валентин Шмагин, Анатолий Копров, Георгий Толмачёв, П. Прохомюк, Нахамкин, и ещё ряд приглашенных (по данным М. Ш. Лоова).
Наличие зрителей, хоть и столь ограниченным числом, позволило Р. Фуксу расценивать это мероприятие как настоящий концерт.

 

 

 

 

1. Л. Вруцевич, А. Северный, В. Васильев, Р. Фукс, С. Шнейдер.

2. А. Северный, Р. Фукс, В. Васильев, С. Шнейдер, А. Резник.

Фотосъемка на этой записи не велась. Фотографии с другой записи – "Первого одесского"

см. также дополнительную информацию

 

 

 

сеанс 1

01. – Посвящается Сергею Ивановичу, Дмитрию Михайловичу, Володе Мазурину и всем-всем, кого с нами нет. Этот концерт одесской песни памяти безвременно ушедшего от нас Кости-аккордеониста, как всегда начинаем новой песней об Одессе-маме...

Какие песни пел на полосе нейтральной (сл. Р. Фукс)     
ТХТ

8:04

02. – В этом концерте меня сопровождает мой любимый ансамбль под названием "Четыре брата и лопата". Следующая песня как раз и посвящается музыкантам, сопровождающих меня в данном путешествии по старой Одессе.

Ужасно шумно в доме Шнеерсона (ориг. текст – М. Ямпольский, 1920 год. Здесь исполнен текст, очень близкий к варианту, записанному А. Фарбером (Ошмянским) в 1972 г.)

4:10

03. – Таким образом, представляю этих четырёх братьев: Насума, (аплод.) Лёва, (аплод.)  Хаим, (аплод.)  Абраша... (аплод.)  "...Коль вы им да им попойте им купите миллионы". Таким образом, вы имеете представление об музыкантах ансамбля "Четыре брата и лопата". Вы, конечно, спросите: "А где же лопата?" Объясняю: лопата-таки, вероятно, это я. Потому что перелопатил все одесские песни.(аплод.)

Песня посвящается Хаиму.

1:27

04. Было и случилося когда-то  (оригинал – евр. народн. песня "Идл мит зейн фидель" ("Маленький еврей со своей скрипкой"), издав. на дореволюц. пластинке "Метрополь-рекорд" № 1378)

<муж. гол.> – О! Хорошо!
(  )

5:34

05. Гоп-со-смыком – это буду я (Песня 1920-х гг. или ещё более ранняя. Л. Утёсов исполнял её 1928-29 гг. в ленинградском Театре сатиры, по пьесе Я. Мамонтова, в спектакле "Республика на колёсах". Запись Утёсовым на грампластинку в 1932 г.)

4:14

06. <Р. Ф.> – Мотор!

Луной озарились хрустальные воды

6:45

07. Всюду деньги, деньги, деньги (на музыку старинной цыганской песни "Соколовский хор у "Яра". В фильме "На графских развалинах" песню поёт Борис Новиков, 1957 г.)

4:05

08. – Дорогие друзья! Вы как заметили, песни идут в хронологическом порядке. Сейчас ещё дореволюционный период. Я вам сейчас исполню песню, которая исполнялась в фильме "Первый курьер".

Раз гляжу я между… (оригинальный текст В. Карпеко, муз. – Андрей Эшпай, из к/ф "Страницы былого" (Одесская киностудия, 1957)

5:48

09. – Мы-таки теперь перешли уже в Гражданскую войну и сейчас я вам спою песню, которая исполнялась в фильме "Александр Пархоменко".

Цыплёнок жареный, цыплёнок пареный… (Первое упоминание в романе Алексея Толстого "Похождения Невзорова, или Ибикус", написанного в 1924-25 гг., время действия 1919 г. Песня вошла в к/ф. "Александр Пархоменко" 1942 г.)

4:53

10. <С. Ш.> – Так, Лё-ша!

– Ой, что ты, Сёма! Сейчас сделаем! Всё путём будет!

Как-то раз по Ланжерону я брела (Первое упоминание в рассказе А. Гайдара "РВС", первая публикация в сокращенном варианте в 1925 г. в журнале "Звезда").

6:15

11. – Таки мы продолжаем наш концерт. Я уже чуть-чуть нашарабанился, и поэтому хочу вам, всей публике, которая здесь присутствует... Не говори-ка, Андрюша... спеть песню о шарабане и поэтому... Братья, начали. *)

Эх, шарабан мой – "американка" (слова и музыка – не позднее 1917 г.)

6:11

12. – Эту песню я посвящаю Леониду Утёсову. Он уже папа наш, конечно... Воспитанник... Ему уже восемьдесят лет. Но мы продолжатели его шлягеров и поэтому я таки спою "С одесского кичмана".

С одесского кичмана бежали два уркана (Вариант этой песни в 1928-29 гг. исполнялся в спектакле ленинградского Театра сатиры "Республика на колёсах" по пьесе Я. Мамонтова. Запись Утёсовым на грампластинку в 1932 г., запись – Ф. Кельман, аранж. Н. Игнатьев. Авторами этого варианта указаны Ф. Кельман (М. Феркельман) – Б. Тимофеев)

3:57

13. – А эта песня была кем-то исполнена в кинофильме "Оптимистическая трагедия". Привэт, ребята!

Мы – анархисты – народ весёлый! (из к./ф. "Оптимистическая трагедия" 1963 г.)

4:02

14. <Р. Ф.> – Внимание! Внимание! Мотор!

– Все же наши победили, и начался НЭП. И поэтому мы счас исполним вам песню, которая была очень модна тогда. Называется: "Моя красавица".

И напевал я ей с хмельной улыбкой (Сл. Р. Фукс, на мелодию "Bei Mir Bist Du Shein" cл. Jacob Jacobs, муз. Sholom Secunda 1932 г. для мюзикла "Men Ken Lebn Nor Men Lost Nisht")    

<Р. Ф.> – Молоток!
ТХТ

5:30

15. – И в то время были всегда очень модны танцы. Мы всегда ходили на танцы. Сёмочка, ну-ка! Там где-то подыграй чуть-чуть... Молодец! Очень хорошо, молодец! И мы старую песню-таки нашу еврейскую споем: "Школа Соломона Пьера".

Это школа Соломона Пляра (сл. и муз. В. Руденкова, из реперт. одесского эстрадного исполнителя В. Я. Хенкина, 1910-е г.г.)

5:08

16. <Р. Ф.> – Старинная одесская тема "Прости-прощай, Одесса-мама!"

Инструментал  (Ориг. песня "Some of these Days" (Shelton Brooks), первая исполнительница – Sophie Tucker (1911). На этот мотив Л. О. Утёсовым исполнялись куплеты "Прости-прощай, Одесса-мама" в муз. шутке "Где родился джаз")

3:40

17. – А таки счас мы в заключение нашей программы споём нашу последнюю коронную вещь "Жили-были два громила".

Жили-были два громила (оригинальную песню исполнял М. Жаров в к/ф. "Путёвка в жизнь" 1931 г.)

<муж. гол.> – Аркаша, спасибо!

– Да ну, идите вы!..

5:02

 

Итого :  84 минуты  45 секунд

 

 

сеанс  2

18. – Таки, ребята, понимаете, у меня было два брата... брака, а теперь я решил ещё раз жениться. И поэтому я вам исполняю песню "Задумал же я, братики, жениться".

Задумал я, братишечки, жениться

7:12

19. – В Одессе раньше называлась она Арсенальной. Счас называется по-другому. Но в память об Арсенальной я таки все же спою "На Арсенальной улице".

На Арсенальной улице я помню старый дом (ориг. текст стихи "Затворница" 1846 г. сл. Я. Полонского, муз. Казанли)

<муж. гол.> – О! Лучшая вещь! Господи…  Лучшая вещь будет на пластинке!

5:12

20. – А сейчас я немножечко скажу вам о себе и хочу я вам спеть одну песню: "Жора, таки подержи мой макинтош".

Я с детства был испорченный ребёнок…

5:04

21. (начинают играть)

<муж. гол.> – Ребята, секундочку, у меня тут сорвалось всё!

<А. С. > – Ну, ёпт...

<муж. гол.> – Стоп!

Костылём стучу в дверь ресторана

<муж. гол.> – Всё!

3:43

22. – Заканчивая нас и наш одесский концерт, я прощаюсь с вами, но не навсегда. Ждите меня таки в гости в Одессе, а Косте… Царство ему Небесное! Пусть ему земля будет пухом! Спасибо за внимание! До новых встреч, дорогие товарищи!

Инструментал

2:38

 

Итого :  23 минуты  49 секунд

 

 

*) Cуществуют ещё два варианта вступительных фраз:

– Итак, мы продолжаем наш концерт, я уже зашарабанился, и поэтому мы споём "Шарабан мой, американка". –Эге-ей! <аплодисменты>

– Итак, мы продолжаем наш концерт, я уже чуть-чуть, конечно, зашарабанился и хочу вам спеть "Шарабан мой, американка..."

 

Точно установить источники этих вариантов пока не удалось.

 

 

 

 

СПИСОК  КОНЦЕРТОВ

ГЛАВНАЯ  СТРАНИЦА

©  МАГНИТИЗДАТ

© "Блатной фольклор" 2011