Аркадий
Северный с анс. "4
брата и лопата" |
|
Ленинград, май (июнь?) 1976 г.
Концерт А. Северного с ансамблем п/у
А. Резника. Проект был возобновлен Р. Фуксом и В. Ефимовым более чем через
год после записи предыдущего концерта с этим ансамблем ("Первый одесский", февр. 1975).
Посвящен памяти Константина Иванова, аккордеониста, участвовавшего в первой записи под аккордеон и ф-но. По замыслу организаторов, концерт
должен был изображать "путешествие по старой Одессе", этим и
определялся сценарий, репертуар и музыкальная стилистика. Ансамбль А. Резника
на этом концерте получил название "Четыре брата и лопата" (взято из
одесской идиомы, предложение Р. Фукса). Запись была произведена мае или июне
1976 года, в актовом зале института "Ленпроект", по адресу пл.
Революции (ныне Троицкая пл.), д. 3. Датировка приводится по
воспоминаниям Р. Фукса и В. Ефимова, в которых имеются некоторые разночтения
и неувязки. Поэтому более точная дата пока неизвестна. В
концерте приняли участие: Аркадий Северный – вокал Александр Резник – пианино Владимир Васильев – бас-гитара Семен Шнейдер – скрипка, гитара В. Сидоров (?) – виолончель Аркадий Герштейн (?) – ударные Запись
существует во множестве версий, отличающихся по составу. Многие данные
говорят о том, что запись была проведена в два сеанса. Подробнее – см. дополнительную информацию. Звукозапись
концерта, кроме Р. Фукса и В. Ефимова, осуществляли также С. И. Маклаков, В.
Мазурин, и, по некоторым сведениям, – Евгений Пиджаков и Виктор Кингисепп. Кроме вышеуказанных лиц на концерте присутствовали
в качестве гостей Анатолий Федин, Дмитрий Калятин, Валентин Шмагин, Анатолий
Копров, Георгий Толмачёв, П. Прохомюк, Нахамкин, и ещё ряд приглашенных (по данным М. Ш. Лоова). |
|
1. Л. Вруцевич, А. Северный, В. Васильев, Р.
Фукс, С. Шнейдер. 2. А. Северный, Р. Фукс, В. Васильев, С.
Шнейдер, А. Резник. Фотосъемка
на этой записи не велась. Фотографии с другой записи – "Первого
одесского" см.
также дополнительную
информацию |
|
сеанс 1
01. – Посвящается Сергею Ивановичу, Дмитрию
Михайловичу, Володе Мазурину и всем-всем, кого с нами нет. Этот концерт
одесской песни памяти безвременно ушедшего от нас Кости-аккордеониста, как
всегда начинаем новой песней об Одессе-маме... Какие песни пел на полосе нейтральной… (сл. Р. Фукс)
|
8:04 |
02. – В этом концерте меня сопровождает мой
любимый ансамбль под названием "Четыре брата и лопата". Следующая
песня как раз и посвящается музыкантам, сопровождающих меня в данном
путешествии по старой Одессе. Ужасно шумно в доме Шнеерсона… (ориг. текст – М. Ямпольский, 1920 год. Здесь
исполнен текст, очень близкий к варианту, записанному А. Фарбером (Ошмянским)
в 1972 г.) |
4:10 |
03. – Таким образом, представляю этих четырёх
братьев: Насума, (аплод.) Лёва, (аплод.) Хаим, (аплод.)
Абраша... (аплод.) "...Коль вы им да им попойте им купите
миллионы". Таким образом, вы имеете представление об музыкантах ансамбля
"Четыре брата и лопата". Вы, конечно, спросите: "А где же
лопата?" Объясняю: лопата-таки, вероятно, это я. Потому что перелопатил
все одесские песни.(аплод.) Песня посвящается Хаиму. |
1:27 |
04. Было и
случилося когда-то… (оригинал – евр. народн. песня "Идл мит зейн
фидель" ("Маленький еврей со своей скрипкой"), издав. на
дореволюц. пластинке "Метрополь-рекорд" № 1378) |
5:34 |
05. Гоп-со-смыком – это буду я… (Песня 1920-х гг. или ещё более ранняя. Л. Утёсов исполнял
её 1928-29 гг. в ленинградском Театре сатиры, по пьесе Я. Мамонтова, в
спектакле "Республика на колёсах". Запись Утёсовым на грампластинку
в 1932 г.) |
4:14 |
06. <Р. Ф.> – Мотор! Луной озарились хрустальные воды… |
6:45 |
07. Всюду деньги, деньги, деньги… (на музыку старинной цыганской песни
"Соколовский хор у "Яра". В фильме "На графских
развалинах" песню поёт Борис Новиков, 1957 г.) |
4:05 |
08. – Дорогие друзья! Вы как заметили, песни
идут в хронологическом порядке. Сейчас ещё дореволюционный период. Я вам
сейчас исполню песню, которая исполнялась в фильме "Первый курьер". Раз гляжу я между… (оригинальный текст В. Карпеко, муз. – Андрей Эшпай,
из к/ф "Страницы былого" (Одесская киностудия, 1957) |
5:48 |
09. – Мы-таки теперь перешли уже в Гражданскую войну и сейчас я
вам спою песню, которая исполнялась в фильме "Александр
Пархоменко". Цыплёнок жареный, цыплёнок
пареный… (Первое упоминание в
романе Алексея Толстого "Похождения Невзорова, или Ибикус",
написанного в 1924-25 гг., время действия 1919 г. Песня вошла в к/ф.
"Александр Пархоменко" 1942 г.) |
4:53 |
10. <С. Ш.> – Так, Лё-ша! – Ой, что ты, Сёма! Сейчас сделаем! Всё путём будет! Как-то раз по Ланжерону я брела… (Первое упоминание в рассказе А. Гайдара "РВС", первая публикация в сокращенном варианте в 1925 г. в журнале "Звезда"). |
6:15 |
11. – Таки мы продолжаем наш
концерт. Я уже чуть-чуть нашарабанился, и поэтому хочу вам, всей публике,
которая здесь присутствует... Не говори-ка, Андрюша... спеть песню о шарабане
и поэтому... Братья, начали. *)
Эх, шарабан мой – "американка"… (слова и музыка – не позднее 1917 г.) |
6:11 |
12. – Эту песню я посвящаю Леониду Утёсову. Он уже папа наш,
конечно... Воспитанник... Ему уже восемьдесят лет. Но мы продолжатели его
шлягеров и поэтому я таки спою "С одесского кичмана". С одесского кичмана бежали два уркана… (Вариант этой песни в 1928-29 гг. исполнялся в спектакле ленинградского Театра сатиры "Республика на колёсах" по пьесе Я. Мамонтова. Запись Утёсовым на грампластинку в 1932 г., запись – Ф. Кельман, аранж. Н. Игнатьев. Авторами этого варианта указаны Ф. Кельман (М. Феркельман) – Б. Тимофеев) |
3:57 |
13. – А эта песня была кем-то исполнена в кинофильме
"Оптимистическая трагедия". Привэт, ребята! Мы – анархисты – народ весёлый!… (из к./ф. "Оптимистическая трагедия" 1963 г.) |
4:02 |
14. <Р.
Ф.> – Внимание! Внимание! Мотор! – Все же наши победили, и начался НЭП. И поэтому мы счас
исполним вам песню, которая была очень модна тогда. Называется: "Моя красавица". И напевал я
ей с хмельной улыбкой… (Сл. Р.
Фукс, на мелодию "Bei
Mir Bist Du Shein" cл. Jacob Jacobs, муз. Sholom Secunda 1932 г. для мюзикла "Men Ken Lebn Nor Men Lost
Nisht") <Р. Ф.>
– Молоток! |
5:30 |
15. – И в то время были всегда очень модны
танцы. Мы всегда ходили на танцы. Сёмочка, ну-ка! Там где-то подыграй
чуть-чуть... Молодец! Очень хорошо, молодец! И мы старую песню-таки нашу
еврейскую споем: "Школа Соломона Пьера". Это школа Соломона Пляра… (сл. и муз. В. Руденкова, из реперт. одесского эстрадного исполнителя В. Я. Хенкина, 1910-е г.г.) |
5:08 |
16. <Р. Ф.> – Старинная одесская тема
"Прости-прощай, Одесса-мама!" Инструментал (Ориг. песня "Some of these Days" (Shelton Brooks), первая исполнительница – Sophie Tucker (1911). На этот мотив Л. О. Утёсовым исполнялись куплеты "Прости-прощай, Одесса-мама" в муз. шутке "Где родился джаз") |
3:40 |
17. – А таки счас мы в заключение нашей программы споём нашу последнюю коронную вещь "Жили-были два громила". Жили-были два
громила… (оригинальную
песню исполнял М. Жаров в к/ф. "Путёвка в жизнь" 1931 г.) <муж. гол.> – Аркаша, спасибо! – Да ну, идите вы!.. |
5:02 |
Итого : 84 минуты 45 секунд |
сеанс 2
18. – Таки, ребята, понимаете, у меня было два брата... брака, а
теперь я решил ещё раз жениться. И поэтому я вам исполняю песню "Задумал
же я, братики, жениться". Задумал я, братишечки, жениться… |
7:12 |
19. – В Одессе раньше называлась она Арсенальной. Счас называется
по-другому. Но в память об Арсенальной я таки все же спою "На
Арсенальной улице". На
Арсенальной улице я помню старый дом… (ориг. текст
стихи "Затворница" 1846 г. сл. Я. Полонского, муз. Казанли) <муж. гол.> – О! Лучшая вещь! Господи… Лучшая
вещь будет на пластинке! |
5:12 |
20. – А сейчас я немножечко скажу вам о себе и хочу я вам спеть
одну песню: "Жора, таки подержи мой макинтош". Я с детства был испорченный ребёнок… |
5:04 |
21. (начинают играть) <муж. гол.> – Ребята, секундочку, у меня тут сорвалось
всё! <А. С. > – Ну, ёпт... <муж. гол.> – Стоп! Костылём
стучу в дверь ресторана… |
3:43 |
22. – Заканчивая нас и наш одесский концерт, я прощаюсь с вами, но
не навсегда. Ждите меня таки в гости в Одессе, а Косте… Царство ему Небесное!
Пусть ему земля будет пухом! Спасибо за внимание! До новых встреч, дорогие
товарищи! Инструментал |
2:38 |
Итого : 23 минуты 49 секунд |
*) Cуществуют ещё два варианта вступительных фраз:
– Итак, мы продолжаем наш концерт, я уже зашарабанился, и поэтому мы споём "Шарабан мой, американка". –Эге-ей! <аплодисменты>
– Итак, мы продолжаем наш
концерт, я уже чуть-чуть, конечно, зашарабанился и хочу вам спеть "Шарабан мой,
американка..."
Точно установить источники этих
вариантов пока не удалось.
©
МАГНИТИЗДАТ
© "Блатной фольклор" 2011